Генерал Евгений Васильевич Богданович

Генерал от инфантерии, писатель Евгений Васильевич Богданович (1829-1914), родился в Николаеве в старинной дворянской семье. Его отец был полковником, участником Отечественной войны 1812. Образование Е. В. Богданович получил в частном учебном заведении и Морском кадетском корпусе (1846). Свою службу он начал с 1842 на флоте: сначала гардемарином на Черном море, затем мичманом – на Балтийском. Однако вода из-за морской болезни не стала его стихией. С 1851 Е. В. Богданович – адъютант Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. Участвовал в Крымской войне; отличился при организации помощи раненым и строительстве моста в Бендерах через р. Днестр для транспортировки военных грузов. Братья Евгения Васильевича – Орест и Виктор – погибли под Севастополем, а Лев – на Кавказе. С 1861 Богданович состоял при министерстве внутренних дел, где и сделал карьеру. Он сыграл важную роль в развитии противопожарного дела в России: в организации пожарных команд, формировании системы «взаимного от огня страхования», устройстве водопроводов и др.

В середине 19 в. в России начали активно разрабатываться проекты строительства железных дорог в Сибири. В 1866 полковника Богдановича, как полномочного представителя министра внутренних дел П. А. Валуева, направили в Вятскую и Пермскую губернии для изучения последствий неурожая 1864-1865 годов и разработки мероприятий по недопущению массового голода. Изучив ситуацию, Богданович пришел к выводу, что важным аспектом решения проблемы является строительство железной дороги из внутренних губерний до Екатеринбурга и Тюмени. Если же линию продлить далее по Сибири до границы с Китаем, то она будет иметь важное стратегическое и международное коммерческое значение. В 1868-1869 Богданович провел изыскания и разработал план строительства железной дороги Казань – Екатеринбург – Тюмень. В 1875 он был награжден на международном географическом конгрессе в Париже за доклад о Великом сибирском торговом пути «Париж – Пекин».

Идея строительства Транссиба имела много сторонников, но понадобились годы для начала ее претворения в жизнь. В 1885 была введена в эксплуатацию железная дорога Екатеринбург – Тюмень. В 1891 началось строительство Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1916 открытием у Хабаровска для постоянного движения железнодорожного моста через Амур.

С 1888 Е. В. Богданович – член совета министра внутренних дел. Он является автором ряда книг на военно-исторические темы. Также Богданович был широко известен своей общественной и публицистической деятельностью. По своим убеждениям он был монархист-консерватор. Жена Е. В. Богдановича – Александра Викторовна (урожденная Бутовская) – являлась хозяйкой одного из самых влиятельных в Санкт-Петербурге светских салонов; сын Николай Евгеньевич был вице-губернатором Тамбовской губернии. Умер Е. В. Богданович в Ялте и был похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. В благодарность за деятельность Богданович являлся почетным гражданином значительного числа городов: Екатеринбурга, Тюмени, Рыбинска, Мурома, Сарапула, Камышлова, Николаева, Харькова и др. В честь генерала Богдановича назван город Богданович Свердловской области.