Летчик Александр Иванович Покрышкин

Один из лучших советских летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин (1913-1985) родился в Новониколаевске в семье Ивана Петровича Покрышкина и Ксении Степановны Мосуновой, приехавших в Сибирь из Вятской губернии (вятские составляли значительную долю первых жителей города). В Новониколаевске они в 1907 и создали семью, в которой было семеро детей: шестеро сыновей и одна дочь (Александр был вторым по старшинству). Ксения Степановна вела домашнее хозяйство. Покрышкины же являлись потомственными строителями (работали каменщиками, клали печи, крыши; как считается, от этого и пошла их фамилия). Но в 1908 Иван Петрович получил на стройке увечье, после чего трудился возчиком, ломовым извозчиком и др. В эпоху НЭПа он занимался ремеслом и торговлей, за что стал «лишенцем», то есть был лишен избирательных и фактически многих других прав (также были лишены избирательных прав его жена и мать).

В 1923 на созданный в Новониколаевске аэродром прилетел первый самолет. Среди прибежавших к нему жителей города был и потрясенный десятилетний Саша Покрышкин. Он потрогал крыло самолета и сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». С этих минут счастья отныне вся жизнь юного Александра Покрышкина была направлена навстречу мечте. Он старался хорошо учиться, много читал, закалялся и усиленно занимался спортом. В учебе важное место уделял математике. Держал голубей (любовь к птицам осталась у него на всю жизнь). Чтобы помочь семье, с тринадцатилетнего возраста Александр Покрышкин занимался фамильным делом – работал кровельщиком со своим дядей. Однажды он прочитал объявление о наборе в летную школу лиц, имеющих образование 7 классов и «специальность токаря, слесаря или столяра». В 1928 Александр Покрышкин окончил семилетку, а в 1930 поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя» (специальность «Слесарь-лекальщик»). Заработок кровельщика для семьи был весомей, поэтому отец был против его превращения в «фабзайца». Александр Покрышкин покинул дом и жил в общежитии. В свободное время он посещал вечерний рабфак института сельхозмашиностроения, а также кружок рационализаторов и изобретателей.

После окончания в начале 1932 школы ФЗУ Александр Покрышкин некоторое время работал в инструментальном цехе № 59 «Сибкомбайнстроя», был инструктором в школе ФЗУ. В мае 1932 он отправился по комсомольской путевке в Пермь учиться на летчика, но там его ждало тяжелое разочарование – летное отделение закрыли. Пришлось без особой радости становиться авиатехником. Тем не менее учился он, как всегда, на отлично, и новая профессия очень помогла ему в дальнейшем. Желание быть поближе к небу реализовывалось для Александра Покрышкина в планерном кружке (такой же он посещал еще в Новосибирске). После окончания в декабре 1933 в Перми 3-й военной школы авиационных техников его направили в Ленинград на Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА.

В декабре 1934 Александр Покрышкин был назначен техником в авиазвено связи 74-й стрелковой дивизии (Краснодар). Мечта летать самому все же не покидала его. Проявив упорство, он написал порядка 40 рапортов командирам различного уровня вплоть до наркома обороны. Осенью 1935 А. И. Покрышкин во время отдыха в Хосте подружился с известным летчиком-испытателем С. П. Супруном, который сильно приободрил его. Наконец, в 1938 было разрешено переучивать лучших техников на летчиков. Осенью 1938 А. И. Покрышкин за 17 дней прошел годичную программу летной подготовки краснодарского аэроклуба и был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. Одновременно с ним в школе училось значительное число отпрысков известных людей, в том числе сын Сталина – Василий. Авиация в то время была в большом почете.

В ноябре 1939 А. И. Покрышкин окончил авиашколу и стал служить в 55-м истребительном авиационном полку (Кировоград). Его военная карьера не была гладкой. В Великой Отечественной войне Покрышкин участвовал с первого ее дня в Молдавии. Однако в первом же боевом вылете по ошибке подбил советский самолет, что ему потом припоминали. Но уже 26 июня А. И. Покрышкин сбил первый самолет противника – «Ме-109». В войну Покрышкин прошел путь от заместителя командира эскадрильи до командира 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, от старшего лейтенанта до полковника. Воевал в составе Южного, Закавказского, Северо-Кавказского, 4-го, 2-го, 1-го Украинского фронтов. Слава пришла к Покрышкину весной 1943 в боях над Кубанью. Особенно отличился он 12 апреля 1943, когда сбил в одном боевом вылете 4 «мессершмитта». «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ист ин дер люфт!» («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»), – предупреждали своих немецкие рации.

Как летчик А. И. Покрышкин отличался мгновенной реакцией, выносливостью, большой выдержкой и настойчивостью, осмотрительностью, удачей; как командир являлся искусным организатором и наставником. Сражался он по формуле: «Высота, скорость, маневр, огонь!» (при этом старался открывать огонь по противнику с расстояния в 50-100 м). Будучи творческим летчиком, Покрышкин выступил автором новых тактических приемов истребителей, которые распространялись в советской авиации, и создал целую школу пилотов. Всего за годы войны он официально совершил свыше 650 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, сбил лично 59 и в группе 6 самолетов противника. А. И. Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза (май 1943, август 1943, август 1944).

После войны А. И. Покрышкин окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и Военную академию Генштаба, занимал ответственные должности в войсках ПВО: командовал корпусом и армией, с 1968 – заместитель главнокомандующего войсками ПВО. В 1972-1981 А. И. Покрышкин – председатель ЦК ДОСААФ СССР (в этой должности он сыграл важную роль в создании фильма «В бой идут одни старики», предоставив самолеты для съемок), с 1981 – в Группе генеральных инспекторов министерства обороны. Современники запомнили Александра Ивановича как человека с редкими душевными качествами, скромного и сдержанного, прямого и бескомпромиссного, немногословного, но общительного и любящего пошутить. На досуге он любил играть в шахматы, ездить на охоту и рыбалку. Со своей женой Марией Кузьминичной А. И. Покрышкин познакомился во время войны в 1942, когда она служила медицинской сестрой. В их семье родилось двое детей: дочь Светлана и сын Александр.

А. И. Покрышкин – кандидат военных наук (1969), автор книг: «Небо войны», «Познать себя в бою» и др. Похоронен А. И. Покрышкин в Москве на Новодевичьем кладбище. В Новосибирске многое связано с именем легендарного летчика. А. И. Покрышкин – почетный гражданин города; в его честь названа одна из станций метрополитена, техникум металлургии и машиностроения (бывшая школа ФЗУ, в которой он в свое время учился; в 1998 здесь был открыт музей А. И. Покрышкина).