Станция Иловля-1

Иловля

Иловля – поселок городского типа, административный центр Иловлинского района Волгоградской области. Расположен в 83 км к северо-западу от Волгограда, в южной части Приволжской возвышенности, на р. Иловля (левый приток Дона). Население – 11 тыс. жит. (2021) (в 1959 – 2,4 тыс. жит.).

История Иловли

Считается, что станица Иловлинская была основана не позднее 1672 (в 1670-х на р. Иловле казакам выделялись земли для образования станиц и хуторов). Название станице, вероятно, дала р. Иловля. Название же данной реки связывают с илистостью ее русла. Существует также точка зрения, что гидроним имеет тюркское происхождение. Слово «иль» («эль») имеет множество значений (страна, государство, территория, родина, родной край, селение, народ и др.). Кроме того, имеется предание, что название «Иловля» является «результатом» рапорта царского посланника, который занимался отловом беглых. Он обозначил место на карте и в сообщении допустил ошибку, написав: «… иловля казаков успешна».

В настоящее время населенный пункт расположен в нескольких километрах от места впадения р. Иловли в Дон. Первоначально же станица Иловлинская находилась южнее. В начале 18 в. она дважды меняла свое местоположение. Одно время она была даже на другом (правом) берегу Дона. Наконец, около 1768 станицу перенесли на современное место. В 1868 началось строительство Грязе-Царицынской железной дороги и недалеко от станицы Иловлинской появилась станция Иловля. В 1897 в Иловлинской проживало 2279 чел. В начале 20 в. станица Иловлинская входила в состав Второго Донского округа Области Войска Донского. С 1928 станица Иловлинская – районный центр. В 1961 село Иловлинская, хутора Крапивин и Лебедев, поселки при станциях Иловля-1 и Иловля-2 и Разъезда 513 км были объединены в рабочий поселок Иловля.

Станция Иловля-1

Железнодорожная станция Иловля-1 была открыта в 1871 (первоначально – ст. Иловля; современное название станция получила в период с 1946 по 1954).