Станция Красноярск-Пассажирский

Красноярск

Красноярск – город, административный центр Красноярского края. Расположен в 3955 км к востоку от Москвы на берегах р. Енисей. Население – 1103 тыс. жит. (2022) (в 1713 – 2,5 тыс. жит., в 1856 – 6,4 тыс., в 1897 – 26,7 тыс., в 1939 – 190,8 тыс., в 1970 – 648,1 тыс. жит.).

История Красноярска

До прихода русских в районе современного Красноярска проживали аринцы и качинцы, входившие в состав Езерского княжества енисейских кыргызов. Здесь в 1628 отрядом казаков во главе с воеводой Андреем Ануфриевичем Дубенским в урочище Кызыл-Джар (тюркское «кызыл» – красный, «джар»/«чар» – берег, яр) при впадении р. Кача в Енисей был основан острог. В первые годы своего существования острог по цвету обрывистого берега Качи или живописности местности именовался «Красным» (в русском языке «красный» в те времена имел также значение «красивый») и «Новым Качинским острогом». В середине 17 в. за острогом прочно утвердилось название «Красный Яр». В 1659 с ростом численности населения к старому острогу пристроили новый, значительно больших размеров. Основную часть жителей поселения долгое время составляли казаки.

В 1690 Красноярский острог был преобразован в город Красноярск. Развитие населенного пункта связано с его выгодным экономико-географическим положением. В 1735 через город прошел Сибирский тракт. С 1822 Красноярск – административный центр Енисейской губернии. Красноярск являлся пересыльным пунктом осужденных и местом ссылки (здесь побывали декабристы, польские повстанцы, народники, социал-демократы). Важным фактором для развития города послужила начавшаяся в Сибири с конца 1820-х золотодобыча, а также строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1895 в Красноярск прибыл первый поезд, а в 1899 по проекту профессора Л. Д. Проскурякова под руководством инженера Е. К. Кнорре был построен железнодорожный мост через Енисей длиной 1 км (в 1900 на Всемирной выставке в Париже наряду с Эйфелевой башней мост был удостоен Гран-при и золотой медали).

В 1925-1930 Красноярск – окружной центр Сибирского края, с 1934 – административный центр Красноярского края. В 1930-е в эпоху индустриализации в городе вступили в строй несколько крупных промышленных предприятий. В годы Великой Отечественной войны за счет эвакуированных заводов промышленная мощь Красноярска еще более возросла. В 2012 в городе появился миллионный житель. В настоящее время Красноярск – крупный экономический, научно-образовательный и культурный центр России.

Станция Красноярск-Пассажирский

Железнодорожная станция Красноярск-Пассажирский была открыта в 1898. Новое здание вокзала Красноярск было построено в 2004.

Герб Красноярска

Основой современного герба Красноярска послужил исторический герб города, утвержденный в 1851: в червленом поле изображен золотой лев, держащий в передних лапах золотые заступ и серп. Лев является символом власти и силы, гордости, отваги и храбрости, великодушия и милосердия. Заступ олицетворяет подземные богатства Красноярья, а серп – наземные. Щитодержателями являются размещенные на золотом подножии серебряные единорог и конь. Единорог был изображен на первой печати Красноярского острога (1644), а конь – на официальном гербе города 1804 года, когда Красноярск входил в состав Томской губернии. Единорог является символом чистоты и очищения, конь – сибирских просторов, могущества и смелости. Подножие герба выполнено в виде золотого растительного орнамента, обвитого лентой ордена Октябрьской Революции (город был награжден им в 1978). Растительный орнамент использовался в народном творчестве Сибири, в том числе в Красноярске. Щит увенчан золотой башенной короной, окруженной золотым лавровым венком, которые указывают на статус г. Красноярска как центра субъекта РФ.

Достопримечательности Красноярска

Достопримечательности Красноярска представлены на десятирублевой купюре. На лицевой стороне банкноты изображены Коммунальный мост и часовня Параскевы Пятницы, на оборотной стороне – Красноярская ГЭС.

Коммунальный мост

Коммунальный мост был построен в 1956-1961. Он проходит через остров Отдыха и соединяет две части Красноярска – высокую левобережную и равнинную правобережную. Длина Коммунального моста составляет 2300 м, ширина – 23,4 м, высота – 26 м. На момент постройки он являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии. В 1962 за сооружение мостового перехода авторы проекта П. А. Егоров и К. К. Ивашева, а также ряд руководителей строительства были удостоены Ленинской премии.

Часовня Параскевы Пятницы

Один из символов Красноярска – часовня Параскевы Пятницы – расположена на Караульной горе, которая получила название из-за поставленной на ней казаками караульной вышки. Ранее Караульная гора называлась Кум-Тигей (в переводе с тюркского – «песчаная вершина/сопка») и очень почиталась местными жителями. Первая часовня на Караульной горе была поставлена из дерева в 1805 купцом И. Л. Новиковым, как считается, в память о своем счастливом спасении из водоворота речного порога (согласно другой версии – в честь избавления предков красноярцев от неприятелей). В 1852-1855 на средства красноярского городского головы, золотопромышленника П. И. Кузнецова вместо деревянной часовни была построена каменная, которая получила имя Параскевы Пятницы. Общая высота часовни составила 15 м, диаметр – 7 м, высота стен – 7 м. Святая Параскева (Святая Параскева-Пятница; греческое имя Параскева означает «пятница», «канун праздника» (то есть субботы)) является покровительницей полей и скота, торговли, целительницей людей от душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Храмы во имя святой великомученицы Параскевы с древности назывались Пятницами. С места часовни открываются замечательные виды на Красноярск. В августе 1887 на Караульной горе наблюдали за солнечным затмением изобретатель радио А. С. Попов, а также художник В. И. Суриков, который очень любил здесь бывать и работать.

Красноярская ГЭС

Красноярская гидроэлектростанция расположена на р. Енисей в 40 км к западу от Красноярска неподалеку от г. Дивногорск. Она была построена в 1956-1972 (первый гидроагрегат запущен в 1967). В свое время Красноярская ГЭС была крупнейшей в мире – установленная мощность ее 12 гидроагрегатов составляет 6 млн. кВт. Длина плотины ГЭС – 1065 м, высота – 124 м, общий вес – 15 млн. т (в тело плотины было уложено 5,7 млн. куб. м бетона). В 1973 шесть участников строительства Красноярской ГЭС были награждены Ленинской премией. Для пропуска судов в комплексе ГЭС создан единственный в России судоподъемник.

Заповедник «Столбы»

Близ юго-западных окраин Красноярска на северо-западных отрогах Восточного Саяна расположен знаменитый государственный природный заповедник «Столбы». Он был основан в 1925. Площадь заповедника в настоящее время составляет более 47 тыс. га. Почти все скалы здесь имеют свои имена (всего в заповеднике насчитывается более 100 скал-останцев высотой до 90 м). «Столбы» являются излюбленным местом туристов.

Покровский кафедральный собор

Самым старинным каменным зданием Красноярска является Покровский кафедральный собор. Он был построен в 1785-1795.

Знаменитые люди Красноярска

В Красноярске родились: художник В. И. Суриков, актриса театра и кино С. С. Пилявская, кинорежиссер Я. Б. Фрид, рок-музыкант В. Г. Бутусов, оперный певец Д. А. Хворостовский и др. В Красноярске жили и работали: альпинисты, братья В. М. и Е. М. Абалаковы, футбольный тренер О. И. Романцев, актер театра и кино И. М. Смоктуновский, борец вольного стиля И. С. Ярыгин и др.

Ярослав Гашек в Красноярске

С Красноярском связано имя всемирно известного чешского писателя и журналиста Ярослава Гашека (1883-1923). В 1911 были опубликованы его первые рассказы о бравом солдате Швейке. В 1912 Ярослав Гашек расстался с женой Ярмилой Майеровой (их развод так и не был официально оформлен). В феврале 1915 он был призван в австро-венгерскую армию. Военная карьера Гашека в ней была относительно недолгой, так как он решил сдаться в плен. Воевал он в составе 91-го пехотного полка и даже успел получить медаль. Как это произошло – история разнится. По словам самого писателя, он избавил своего батальонного командира от приставших к нему животных, намазав того ртутной мазью. По версии же однополчан, Гашек отправился к русским в плен, но на пути встретил нескольких солдат царской армии, которые шли тоже сдаваться в плен, но в другую сторону. Противники настаивали на своем, каждая сторона хотела сдаться друг другу. Победила сила, и Гашеку пришлось привести русских военнопленных к себе в штаб. За совершенный «подвиг» ему присвоили чин ефрейтора и наградили медалью «За храбрость». Следующая попытка сдаться в плен в сентябре 1915 прошла уже успешно. В 1916 Гашек вступил в созданный в России Чехословацкий легион. За отличие в боевых действиях в июле 1917 в Зборовском сражении и в последующем отступлении к Тарнополю он был награжден Георгиевской медалью 4-й степени.

В годы Гражданской войны Гашек стал членом РКП(б) и в рядах Красной Армии прошел большой путь на восток от Волги до Байкала. С октября 1918 он осуществлял различную политическую, партийную и административную работу в политотделе 5-й армии Восточного фронта. В Уфе Гашек познакомился с работницей типографии Александрой Гавриловной Львовой (сам он заведовал этой типографией). В Красноярске Ярослав Гашек жил и работал с февраля по июнь 1920. Здесь 15 мая 1920 состоялось его бракосочетание с Александрой Львовой. Это позволило писателю шутить: «Я прошел всю Россию от Львова до Львовой!» Деятельность Гашека в Красноярске, как всегда, была разнообразная и кипучая. Он был начальником интернационального отделения политотдела 5-й армии; входил в редакцию армейской газеты «Красный стрелок», редактировал и издавал газету своего отделения «Штурм – Рогам» («Наступление») на немецком и венгерском языках, организовывал субботники и другие массовые мероприятия. На театральной сцене в Красноярске была поставлена написанная им в Омске пьеса «Хотим домой». С начала июня 1920 Гашек жил в Иркутске. В декабре 1920 он вместе с Александрой Львовой приехал в Прагу, где у него была другая официальная жена – Ярмила Майерова. На Родине Ярослав Гашек всего за год и девять месяцев и создал роман «Похождения бравого солдата Швейка», который обессмертил его автора.