Станция Москва Казанская

Москва

Москва – столица Российской Федерации, политический, экономический, научный и культурный центр страны. Город расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на р. Москва. Численность населения Москвы – 12197,6 тыс. чел. (2015) (к 1811 – более 275 тыс. чел., к 1862 – до 378 тыс., в 1897 – свыше 1 млн. чел., а в 1936 – уже около 3,6 млн. чел.).

История Москвы

Первоначальным ядром населения Москвы выступило древнерусское племя вятичей. Впервые Москва (Москов) упоминается в летописи в 1147. Суздальский князь Юрий Владимирович (по прозвищу Долгорукий), чьим владением являлся Москов, пригласил к себе на пир черниговского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москову». Черниговский князь с двумя сыновьями и дружиной прибыл вечером 4 апреля, а на следующий день в честь гостей был устроен «обед силен».

Название города произошло от р. Москвы. Существуют разные гипотезы происхождения названия реки: финно-угорская, славянская, балтийская. Так, согласно финно-угорской версии, Москва переводится как «река мокшей» («ва» – река, «мокша» – угро-финский народ, живший на территории современного города; в настоящее время мокша – субэтническая группа мордвы). В славянской версии гидроним Москва имеет корень «моск» – «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Наконец, согласно балтийской версии, гидроним имеет корень «mask», что означает «жидкий, мокрый, топкий, слякотный и т.п.» или Москва-река – это извилистая река (литовское «mazgas» – узел).

Родоначальником династии московских князей считается сын Александра Невского – Даниил Александрович (1261–1303). Возвышение Москвы было связано с удачной политикой московских князей, выгодным расположением города, развитием на данной территории земледелия, торговли, ремесел. Немаловажную роль сыграло то, что Москва стала церковной столицей Руси, являясь с 14 в. резиденцией русских митрополитов, а с 1589 – патриархов. В конце 15 в. при великом князе Иване III Васильевиче Москва становится столицей Русского централизованного государства. В 16 в. по своим размерам Москва уже превосходила Лондон, Прагу, другие большие европейские города. В 18-19 вв., несмотря на перенесение в 1712 Петром I столицы России в Петербург, Москва («Первопрестольная») продолжала оставаться «второй столицей» империи. 12 марта 1918 после переезда правительства Советской России из Петрограда Москва вновь стала столицей государства.

Герб Москвы

На гербе Москвы на темно-красном геральдическом щите изображен в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) Святой Георгий Победоносец, скачущий на серебряном коне с серебряной сбруей и поражающий золотым копьем черного Змия. Утверждение всадника-змееборца на гербе Московского княжества окончательно произошло в 15 в. во время правления Ивана III. В то время лишь иностранцы ассоциировали всадника как святого Георгия, русские же источники считали его изображением князя или царя. Первым русским, назвавшим московского всадника святым Георгием, является Петр I.

Станция Москва-Пассажирская-Казанская (Казанский вокзал)

Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Казанская была открыта в 1862. Казанский вокзал (до 1894 – Рязанский) является одним из самых крупных вокзалов в Европе. Первое деревянное здание вокзала было построено в 1862 для Рязанской железной дороги. Первый поезд с вокзала по маршруту Москва – Коломна ушел 20 июля 1862. В 1864 построили первое каменное здание вокзала. В 1893-1894 железная дорога дошла до Казани, и ее стали называть Московско-Казанской, а вокзал – Казанским. Число пассажиров резко возросло. Современное здание Казанского вокзала было возведено в 1913-1940 по проекту архитектора А. В. Щусева; первый и основной этап строительства был завершен в 1926. Здание вокзала построено в неорусском стиле с использованием элементов русского зодчества 17 в. и искусства Востока: оно имеет характерные для средневекового зодчества высокие крыши, а также многоярусную башню, которая сходна с башней Сююмбике Казанского Кремля. Венчает башню шпиль с крылатым драконом Зилантом – символом Казани, мифологическим существом татарских сказок и легенд. От Казанского вокзала осуществляется уникальное для России левостороннее движение по железной дороге на участках Москва – Рязань-1 и Люберцы-1 – Коренево. Причиной этого является то, что дорогу спроектировали и построили англичане.

Казанский вокзал и Комсомольская площадь (ранее – Каланчевская) – места, связанные с Остапом Бендером: «Поезд причалил к асфальтовому перрону. Это была Москва. Это был Рязанский – самый свежий и новый из всех московских вокзалов. Ни на одном из восьми остальных вокзалов Москвы нет таких обширных и высоких помещений, как на Рязанском. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала.

Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.

– Очень удобно для свиданий! – сказал Остап. – Всегда есть десять минут форы». (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев».)