Станция Первоуральск

Первоуральск

Первоуральск – город, административный центр городского округа Первоуральск Свердловской области. Расположен в 46 км к западу от Екатеринбурга у северного подножия Коноваловского хребта, на реках Чусовая и Большая Шайтанка (правый приток Чусовой). Население – 125 тыс. жит. (2016) (в 1926 – 9,2 тыс. жит., в 1939 – 44,2 тыс. жит.).

История Первоуральска

Годом основания города считается 1732, когда созданный близ впадения р. Шайтанки в Чусовую Шайтанский (Нижне-Шайтанский) железоделательный завод выпустил первый чугун. Название р. Шайтанки произошло из-за характера местности, которую по причине ее непроходимости и диких зверей жившие здесь башкиры называли «Шайтан-лог», то есть Чертов лог. Завод же был построен Василием Никитичем Демидовым – внуком известного сподвижника Петра I, промышленника Никиты Демидова (Антуфьева). По имени основателя Шайтанский завод называли также Васильево-Шайтанским. В 1760 в двух верстах от него выше по течению р. Шайтанки был построен Верхне-Шайтанский железоделательный завод.

Первыми жителями поселка Шайтанского завода (Шайтанки) в основном были старообрядцы. В 1774 мастеровые Шайтанского завода приняли активное участие в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева, в результате чего поселок был сожжен. В 1920 на Шайтанском заводе было освоено производство стальных труб. В связи с этим он стал называться «Первый уральский завод цельнотянутых и катаных труб», а пос. Шайтанский (Шайтанка) был переименован в Первоуральский. С 1923 пос. Первоуральский – районный центр. В 1928 населенный пункт получил статус поселка городского типа; в 1933 преобразован в город Первоуральск. В 1931 началось строительство Первоуральского новотрубного завода, на котором в 1934 были изготовлены первые трубы.

Станция Первоуральск

Железнодорожная станция Первоуральск была открыта в 1910. Первоначально станция носила название «Ревда». Произошло это в результате достаточно курьезной конфликтной ситуации, которая случилась при прокладке железнодорожной магистрали. Строящий дорогу инженер попросил управляющего Шайтанских заводов на время зимнего периода разместить рабочих в заводском поселке, на что тот выдвинул условие – подвести к заводу железнодорожную ветку. Инженер от такого предложения смог отказаться, но рабочих пришлось поселить в деревнях Ревдинской заводской дачи. В отместку же шайтанскому заводоуправлению станции было дано название соседней Ревды. В 1915 рядом со ст. Ревда был построен и начал функционировать хромпиковый завод, и в 1917 станция была переименована в Хромпик, пока в 1965 не получила современное название – Первоуральск.

Герб Первоуральска

На гербе Первоуральска в рассеченном зеленом и красном поле изображен бегущий золотой соболь, который несет на спине золотое кольцо, охваченное вверху золотым тройным пламенем. Рассечение щита указывает на географическое положение города на границе Европы и Азии. Зеленый и красный цвета щита олицетворяют собой медь и железо, добыча и обработка которых внесли важный вклад в развитие территории (Венера считается зеленой планетой, а Марс – красной; в астрологии знаки Венеры и Марса служат для обозначения меди и железа соответственно). Соболь взят с заводского клейма Демидовых. Он показывает роль Демидовых в освоении Урала, значение Уральского региона в освоении и покорении Сибири. Кольцо представляет собой срез трубы как символ Первоуральского новотрубного завода. Тройное золотое пламя над кольцом олицетворяет производство труб, а также прошлое, настоящее и будущее. Заполнение лазурным и черным цветами кольца является своеобразным ребусом, который указывает на Васильево-Шайтанский завод, условно обозначает газ и нефть, которые транспортируются по трубам завода.

Достопримечательности Первоуральска

Обелиск «Европа – Азия»

Недалеко от Первоуральска находится символическая граница между Европой и Азией. В 1829 по пути в Екатеринбург Уральские горы пересекли немецкие ученые Александр Гумбольдт и Густав Розе, которые определили на Сибирском тракте на горе Березовой место перевала с западного склона Уральских гор на восточный. В 1837 в память посещения этого места наследником престола, будущим российским императором Александром II на южном склоне горы был установлен первый на Урале обелиск «Европа – Азия». Новые обелиски были возведены здесь в 1873, 1926 и 2008.