Станция Сургут

Сургут

Сургут – город, административный центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Расположен в 708 км к северо-востоку от Тюмени и в 250 км к востоку от Ханты-Мансийска, на правом берегу р. Обь. Население – 396 тыс. жит. (2022).

История Сургута

Сургут является одним из первых русских городов в Сибири. Он основан в 1594 по указу царя Федора Иоанновича как Сургутский острог в местности Сургут во владениях остяцкого князя Бардака. Основатели Сургута – письменный голова Владимир Аничков и воевода, князь Федор Барятинский. Существует несколько версий происхождения названия города. Согласно одной из них, название «Сургут» происходит от древнеюгорских слов «сор» – заливная пойма реки и «кут» – рыба. По другой версии, название города произошло от ближней протоки Оби Сургунтль-Мухэт (хантыйское «мухэт» – протока; основа гидронима – хантыйское личное имя Сургунт). Согласно третьей версии, в переводе с хантыйского «сургут» – рыбное место.

С 1708 Сургут – город Сибирской губернии, с 1782 – уездный город Тобольского наместничества (с 1796 – Тобольской губернии). В 1804-1867 Сургут имел статус села, с 1868 – окружной город Тобольской губернии, с 1898 – уездный город. В 19 в. Сургут служил местом политической ссылки (здесь пребывали декабристы В. К. Тизенгаузен и А. И. Шахирев). Численность населения Сургута на протяжении 17-19 вв. оставалась незначительной. Основную часть населения составляли казаки. Наиболее распространенными занятиями жителей были рыбная ловля и охота, заготовка дикоросов, торговля. Сообщение с другими территориями осуществлялось преимущественно по воде. С 1924 Сургут – районный центр. В 1926 по причине малочисленности населения (1,3 тыс. жит.) населенный пункт снова стал селом. С 1930 Сургут – в составе Остяко-Вогульского национального округа (в 1940 переименован в Ханты-Мансийский национальный округ). В 1958 с. Сургут было преобразовано в поселок городского типа.

В 1960-х с открытием и разработкой нефтяных месторождений в Среднем Приобье Сургут получает второе рождение. Увеличиваются объемы строительства, быстро начинает расти численность населения (если в 1959 насчитывалось 6 тыс. жит., то в 1967 – 19 тыс., в 1970 – 34 тыс., в 1979 – 107 тыс. жит.). В 1965 населенный пункт вновь получил статус города. В 1975 было завершено строительство железнодорожного моста через Обь и железной дороги Тюмень – Сургут (первый поезд пришел в Сургут 5 августа 1975). В настоящее время Сургут – крупный промышленный, транспортный и культурный центр, неофициальная «нефтедобывающая столица» России.

Станция Сургут

Железнодорожная станция Сургут была открыта в 1978. Современное здание вокзала ст. Сургут построено в 1988.

Герб Сургута

Герб Сургута основан на историческом гербе города 1785 года: в золотом поле изображена черная с серебряным концом хвоста лисица, идущая по лазоревой земле (лиса была помещена на герб в знак ее изобильной ловли в округе города).

Достопримечательности Сургута

Дом купца Клепикова

Единственным в Сургуте памятником архитектуры конца 19 в. является здание дома купца Клепикова, в котором в настоящее время размещен Музейный комплекс «Купеческая усадьба».

Югорский (Сургутский) мост

В 2000 через р. Обь открылся вантовый Югорский (Сургутский) мост – один из самых длинных мостов в Сибири. Его протяженность составляет 2,1 км, высота пилона – 150 м. Югорский мост занесен в книгу рекордов Гиннеса как мост с самым длинным вантовым пролетом (408 м), который поддерживает один пилон.

Памятник основателям города Сургута

Одной из достопримечательностей Сургута является памятник основателям города, открытый в 2002. В памятнике увековечены: князь Федор Петрович Барятинский, письменный голова Владимир Владимирович Аничков, безымянные казак-плотник и священник. Высота памятника составляет 15 м.

Сургутский Биг-Бен

В 2004 в Сургуте была построена башня по образу лондонского Биг-Бена. В примыкающем к башне «Вестминстерском дворце» разместилась школа изучения иностранных языков.