Станция Тамбов-1

Тамбов

Тамбов – город, административный центр Тамбовской области и Тамбовского района. Расположен в 460 км к юго-востоку от Москвы, в центральной части Окско-Донской равнины, на р. Цна (левый приток р. Мокша). Население – 261,8 тыс. жит. (2021) (в 1811 – 16,8 тыс. жит., в 1897 – 48 тыс., в 1926 – 73,9 тыс., в 1939 – 123,2 тыс., в 1959 – 172,2 тыс. жит.).

История Тамбова

Основан в 1636 воеводой Р. Ф. Боборыкиным по указу царя Михаила Федоровича как крепость Тамбов на р. Цне, при впадении в нее р. Студенец (первоначально название города-крепости писалось «Тонбов»). Название крепости было связано с тем, что ее сначала планировали построить выше по течению Цны, в устье р. Липовица, «напротив крайней мордовской деревушки Тонбов» и р. Тонбов (ныне – р. Лесной Тамбов). Однако место на холме в устье р. Студенец было более выгодным для обороны, поэтому крепость возвели именно там. Существует несколько версий происхождения гидронима Тамбов: мордовское «томбакс» – топкий, болотистый, «томбака» – омут; древне-финское «тамб» – дуб и др. В 1636 был образован Тамбовский уезд. В 1647 был построен Тамбовский вал (его длина составила около 50 км), вошедший в Белгородско-Симбирскую укрепленную линию. В 1670 Тамбов осаждали отряды С. Т. Разина, в 1708 – булавинцы. В 1708 город вошел в состав Азовской губернии (в 1711-1715 фактически являлся центром губернии). С 1719 Тамбов – административный центр Тамбовской провинции Азовской губернии (в 1725 губерния стала именоваться Воронежской). В начале 18 в. деревянная Тамбовская крепость еще сохраняла свое военное значение, но в 1724 сгорела. В 1738 она была отстроена заново, но в 1742 снова сгорела и за ненадобностью больше не восстанавливалась. Тамбов развивался как центр сельскохозяйственного района.

С 1779 Тамбов – административный центр Тамбовского наместничества (с 1796 –Тамбовская губерния). В 1786-1788 правителем Тамбовского наместничества был Г. Р. Державин, который внес значительный вклад в развитие города. В 1862 губернский город Тамбов состоял из 2440 домов с 31886 жителями. В 1869 была открыта для движения железнодорожная линия от Козлова до Тамбова; в 1871 город соединился по железной дороге с Саратовым, в 1894 – с Камышиным. Промышленность в Тамбове была развита относительно слабо. В 1899 были основаны вагонные мастерские Рязанско-Уральской железной дороги (с 1928 – Тамбовский вагоноремонтный завод). В 1920-1921 Тамбовская губерния была охвачена Тамбовским восстанием («антоновщиной») – одним из самых крупных крестьянских восстаний во время Гражданской войны против власти коммунистов. С середины 1920-х до начала Великой Отечественной войны индустриальная база Тамбова значительно возросла. В 1928 Тамбовская губерния была упразднена. В 1928-1930 город являлся центром Тамбовского округа Центрально-Черноземной области. С 1928 Тамбов – административный центр Тамбово-Пригородного района (с 1930 – Тамбовский район). С 1937 Тамбов – административный центр Тамбовской области. В годы Великой Отечественной войны в городе было размещено значительное число госпиталей для раненых и больных солдат и офицеров. Современный Тамбов – значимый промышленный центр (машиностроение, химическая промышленность и др.).

Станция Тамбов-1

Тамбов – узел железнодорожных линий (на Мичуринск, Саратов, Камышин). Железнодорожная станция Тамбов-1 была открыта в 1869. Первоначально это была ст. Тамбов (цифра 1 у станции, возможно, появилась в 1932, когда открылась ст. Тамбов-2).

Герб Тамбова

Герб г. Тамбова – старинный символ города, впервые Высочайше утвержденный императрицей Анной Иоанновной в 1730 и подтвержденный императрицей Екатериной II в 1781: в лазоревом (синем, голубом) поле изображен стоящий на зеленой земле золотой улей с тремя золотыми пчелами. Улей и пчелы напоминают о богатстве г. Тамбова, трудолюбии, согласии и добрососедстве его жителей (улей и пчелы первоначально отразили бортный промысел, которым с давних пор занимались жители Тамбовского края).