Станция Волховстрой-1

Волхов

Волхов – город, административный центр Волховского района Ленинградской области. Расположен в 135 км к востоку от Санкт-Петербурга, на Волховской низине, на р. Волхов (вытекает из оз. Ильмень, впадает в Ладожское озеро). Население – 38 тыс. чел. (2023) (в 1931 – 9,2 тыс. чел., в 1939 – 29,4 тыс., в 1959 – 36,6 тыс. чел.).

История Волхова

Годом основания города считается 1933. В средневековье по р. Волхов проходил путь «из варяг в греки». В 1901 началось строительство Петербурго-Вологодской железной дороги. В 1902-1905 по проекту инженера Л. Д. Проскурякова был возведен железнодорожный мост через р. Волхов. В 1906 была построена железная дорога Санкт-Петербург – ВологдаВятка. На ней стали функционировать ст. Званка и разъезд Дубовики, название которым дали от местных деревень Званка и Дубовики. Название дер. Званка произошло от глагола «звать». По одной из версий, лоцманы звали, зазывали корабли при прохождении через опасные волховские пороги. По другой версии, в этом месте зазывали купцов на ярмарку в Старую Ладогу. Название дер. Дубовики, предположительно, также связано с лоцманской деятельностью. Лоцманы с помощью прочных дубовых шестов проводили суда через пороги. При ст. Званка, на левом берегу Волхова, возник поселок. В 1916 была открыта Олонецкая железная дорога, связавшая через ст. Званка Санкт-Петербург с Петрозаводском. В 1915-1919 была построена железнодорожная линия Званка – Чудово.

В 1921-1926 в соответствии с планом ГОЭЛРО по проекту инженера Г. О. Графтио была построена Волховская ГЭС, ставшая первой советской крупной гидроэлектростанцией (подготовительные работы по строительству были начаты еще в 1917, но строительство ГЭС либо приостанавливалось, либо велось низкими темпами). На правом берегу Волхова возник пос. Волховстрой («стройка на Волхове»), который в 1925 отнесли к категории рабочих поселков. В 1927 была отнесена к категории рабочих поселков Званка, в ее состав был включен рабочий поселок Волховстрой (в 1926 Званка насчитывала 3460 жителей, а Волховстрой – 3530 жителей). С 1927 рабочий поселок Званка – административный центр Волховского района. В 1930 рабочие поселки Пролетарский и Званка были объединены в один рабочий поселок Званка. В 1930 началось строительство Волховского алюминиевого комбината, который в 1932 дал стране первый промышленный алюминий. В 1933 в черту рабочего поселка Званка включили селения – Борисова горка, Ильинское, Новые Дубовики и Октябрьское с Новой деревней, а сам рабочий поселок Званка преобразовали в город Волховстрой. В 1939 Волховстрой был отнесен к категории городов областного подчинения. В 1940 город Волховстрой был переименован в Волхов (название Волховстрой имело четко выраженный характер временности, связанное с периодом строительства). Во время Великой Отечественной войны г. Волхов сыграл важную роль в обороне Ленинграда. В ноябре 1941 германские войска были остановлены в 5-6 км от города. Оборудование алюминиевого завода и Волховской ГЭС было эвакуировано в тыл. В ходе Тихвинской стратегической наступательной операции противник был отброшен от г. Волхова. Волховская ГЭС была восстановлена и с сентября 1942 снабжала электроэнергией блокадный Ленинград (по дну Ладожского озера был проложен «кабель жизни»). С 2006 Волхов – город районного подчинения.

Давшая название городу р. Волхов в древних новгородских источниках упоминается как Волхово, в шведской грамоте 16 в. – Alhava (из финского Olhava). Поэтому существует предположение, что гидроним образован или непосредственно из славянского Ольховая с приставным начальным «в», или является славянским переосмыслением древнего иноязычного, близкого по звучанию названия, но имеющего иной смысл. Имеется версия, что гидроним Волхов происходит от карельского, финского «валк» – белый, с переходом «лк» в «лх» и с добавлением русского окончания -ово. В балтийских языках «валка» – небольшой ручей; ручей, текущий по болоту; небольшая речка, родник.

Герб Волхова

На гербе Волхова в пересеченном червленом и лазоревом щите изображена серебряная стена с двумя башнями и девятью лазоревыми арками, волнистая снизу. Стена – силуэт Волховской ГЭС, являющейся первоосновой образования города и определяющей наряду с рекой его облик, свидетельствует о наличии энергетического потенциала и развитой промышленности. В верхней части щита – золотой крылатый огненный меч («пылающий» меч в обрамлении «лета»), символизирующий покровительство городу святого Михаила Архангела, а также ратную доблесть, славу и победу защитников волховской земли. В нижней части щита размещена серебряная звезда о четырех лучах, накрытая стилизованным под железнодорожное, червленым колесом, что указывает на значение города как важного транспортно-коммуникативного узла. Червлень олицетворяет боевую и трудовую славу и честь, энергию и огонь промышленного производства, кровь полей сражений и т.д. Лазурь – вода реки, имеющей большое хозяйственно-экономическое значение в жизни города и во многом определяющей его облик, а также цвет знания и надежды. Серебро символизирует благородство и чистоту помыслов тружеников, благодаря которым рос и развивался город; золото – духовное величие и материальное благосостояние.

Станция Волховстрой-1

Волхов – крупный железнодорожный узел (линии на Санкт-Петербург, Петрозаводск, Вологду, Чудово). Железнодорожная станция Волховстрой-1 (до 1936 – ст. Званка) была открыта в 1905.