Станция Балаково

Балаково

Балаково – город, административный центр Балаковского района Саратовской области. Расположен в 176 км к северо-востоку от Саратова, на левом берегу Волги. Население – 184,5 тыс. жит. (2021) (в 1897 – 18,9 тыс. жит., в 1926 – 19,1 тыс., в 1959 – 36,4 тыс., в 1970 – 103,5 тыс. жит.).

История Балакова

Годом основания Балакова условно считается 1762, когда вышел манифест Екатерина II, в соответствии с которым старообрядцам разрешалось возвращаться из Польши и селиться в Заволжье. Согласно официальной точки зрения, прибывшие старообрядцы и создали здесь различные поселения, в т.ч. с. Балаково. Однако еще в относящемся к 1738 документе «Доношение из Малыковской приказной избы» (Малыковка – ныне г. Вольск) упоминается Балаков юрт – казачье луговое владение. В описи же вотчин московского Новоспасского монастыря за 1763-1764 указывается новопоселенная дер. Булакова. Название населенному пункту дала являвшаяся левым притоком Волги р. Балаковка. При строительстве Саратовская ГЭС место впадения Балаковки в Волгу было перекрыто дамбой и река превратилась в озеро. Наиболее распространена точка зрения, что гидроним Балаковка происходит от тюркского «балык» – рыба. Существует версия, что название реки идет от финно-угорского «булак» – источник. Слово «пулак» по-марийски значит «метка на дереве, затес, древесная «лысина», по-удмуртски – «доска, тесина (отесанное дерево)», по-чувашски – «знак, признак, примета». Наконец, гидроним связывают со словами «балакать» и «бурлак/бурлаковка» (местные жители якобы любили поговорить; будто здесь останавливались на отдых бурлаки).

В 1859 с. Балаково Николаевского уезда Самарской губернии состояло из 357 дворов с 2715 жителями. Благодаря своему выгодному расположению при Волге и на почтовом тракте из Вольска в Николаевск Балаково со своими пристанями стало крупным центром торговли хлебом и лесом. В 1889 с. Балаково уже насчитывало 2357 дворов с 17414 жителями. В 1895 в Балакове изобретателем Ф. А. Блиновым были проведены испытания трактора – паровой гусеничной машины («самохода») с механизмом поворота гусениц. Его ученик, Я. В. Мамин, стал создателем двигателя «Русский дизель» (1906) и колесного трактора «Русский трактор» (1914). В 1911 с. Балаково было преобразовано в безуездный город. В 1919-1924 Балаково являлось административным центром Балаковского уезда Самарской губернии. С 1928 Балаково – административный центр Балаковского района (первоначально входил в состав Нижне-Волжского края, с 1934 – в составе Саратовского края, с 1936 – Саратовской области). В 1956 началось строительство Саратовской ГЭС, что потребовало доставки большого количества грузов. Поэтому в 1957 вступила в строй железнодорожная ветка Пугачев – Балаково. В 1961 Балаково получило статус города областного подчинения. В 1961 произвел первую продукцию Балаковский комбинат искусственного волокна, в 1971 – Балаковский завод резиновых технических изделий, в 1973 – завод фосфорных удобрений. В 1967 была введена в эксплуатацию Саратовская ГЭС, в 1985 – Балаковская АЭС. Город получил мощный импульс к развитию, значительно выросла численность его населения. По результатам референдума 1996 было создано Балаковское муниципальное образование, которое включило город областного подчинения Балаково и Балаковский район. В 2004 Балаковское муниципальное образование было переименовано в Балаковский муниципальный район. Современное Балаково – крупный промышленно-энергетический центр Поволжья.

Станция Балаково

Железнодорожная станция Балаково была открыта в 1965.

Знаменитые люди Балакова

В Балакове жили: с 1881 по 1902 механик Федор Абрамович Блинов, с 1897 по 1913 герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев. В Балакове родились: изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения Яков Васильевич Мамин, главный конструктор первой советской атомной подводной лодки Владимир Николаевич Перегудов, актер театра и кино Евгений Алексеевич Лебедев, баянист-виртуоз Иван Яковлевич Паницкий, певец Сергей Васильевич Челобанов.