Ижевск – город, административный центр Удмуртской Республики. Расположен в 1129 км к востоку от Москвы, в междуречье Вятки и Камы, на правом притоке Камы р. Иж. Население – 646,5 тыс. жит. (2021) (в 1897 – 41,1 тыс. жит., в 1926 – 63,2 тыс., в 1939 – 175,6 тыс., в 1959 – 285,3 тыс. жит.).
Годом основания города считается 1760, когда на р. Иж графом П. И. Шуваловым было начато строительство Ижевского железоделательного завода, возле которого возник пос. Ижевский Завод. Гидроним Иж, вероятно, имеет финно-угорское происхождение и означает «вода, водный источник, река». Существует значительное число гидронимов, имеющих основу «иж/ыж». Важную роль в становлении населенного пункта сыграл горный инженер А. С. Москвин, который выбрал удачное место для завода, руководил его строительством и управлял им. В 1763 была возведена плотина, образовавшая Ижевский пруд, а также изготовлено первое железо. В 1763 Ижевский завод был взят в казенное (государственное) управление. В 1774 завод был занят войсками Емельяна Пугачева и сильно разрушен. В 1807 на базе железоделательного завода под руководством А. Ф. Дерябина был создан Ижевский оружейный завод. В 1859 Ижевский оружейный завод Сарапульского уезда Вятской губернии состоял из 4247 дворов с 21487 жителями. В 1916 было открыто движение по железнодорожной линии Агрыз – Ижевск – Воткинск.
В 1918 Постановлением Ижевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов пос. Ижевский завод был преобразован в город Ижевск (однако официально статус города Ижевску был присвоен Постановлением ВЦИК лишь в 1925). С 1921 Ижевск – административный центр Вотской автономной области (в 1932 переименована в Удмуртскую автономную область), с 1934 – Удмуртской АССР. В 1933 в городе началось серийное производство мотоциклов. С началом Великой Отечественной войны в Ижевск был эвакуирован ряд промышленных предприятий. Город внес важный вклад в победу. За годы войны Ижевский машиностроительный завод произвел 11 млн. 145 тыс. винтовок и карабинов, более 15 тыс. авиационных пушек, почти 132 тыс. противотанковых ружей. Ижевские металлурги поставляли металл для производства оружия и военной техники. В 1949 на вооружение Советской Армии был принят автомата Калашникова, и в Ижевске было налажено его серийное производство. В 1966 с конвейера сошел первый ижевский автомобиль. В 1984 Ижевск был переименован в Устинов – в честь советского военачальника и государственного деятеля Дмитрия Федоровича Устинова (1908-1984). В 1987 городу вернули прежнее название. С 1991 Ижевск – столица Удмуртской Республики. Современный Ижевск – важный промышленный центр, оружейная столица России.
Ижевск – крупный железнодорожный узел (линии на Агрыз, Пибаньшур, Воткинск). Железнодорожная станция Ижевск (первоначально – ст. Ижевск, затем – ст. Ижевск-1) была открыта в 1919.
На гербе Ижевска на белом и голубом поле щита изображены переменных цветов клещи со стрелой, а также две зеленые рябиновые ветви с красными гроздьями. Клещи являются символом железоделательного производства, которое стало истоком формирования Ижевского завода. Их раскрытый вид означает открытость города. Стрела олицетворяет оружейное производство, ее обращенность вверх – стремление к высоте. С середины 19 в. клеймом Ижевского завода были лук со стрелой, которые были взяты с герба Вятской губернии. Рябиновые ветви с гроздьями указывают на географическое расположение Ижевска. Долгое время ижевчан называли «рябинниками». Существует точка зрения, что так называли влиятельных старообрядцев, носивших кресты из рябинового дерева. Рябину любили, садили в палисаднике, сушили на чердаках. Кроме того, рябиновая ветвь означает единение.