Станция Лена

Усть-Кут

Усть-Кут – город, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска, при впадении р. Кута в Лену. Население – 36,9 тыс. жит. (2021) (в 1959 – 21,3 тыс. жит., в 1970 – 33,2 тыс. жит.).

История Усть-Кута

В 1628 (по другой версии – в 1629) казачий десятник Василий Ермолаевич Бугор, отправленный по приказу енисейского воеводы с отрядом из 10 казаков для разведки р. Лены, вышел к устью Куты и построил здесь зимовье. Годом же основания города считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Алексеевича Галкина поставил здесь второе зимовье, потом возведенное в Усть-Кутский острог (ограждение и основные постройки острога появились в 1632). Название острога произошло от его расположения в устье Куты (эвенкийское «кута» – трясина, болото, заболоченное место; долины рек, имеющих основу «кута» обычно сильно заболочены). В 1639 Е. П. Хабаров открыл в устье Куты соляные источники, где построил соляную варницу. Возникшая Усть-Кутская волость находилась в подчинении Илимского острога. Усть-Кутский острог играл роль транспортно-торгового центра. Через Усть-Кут проходили маршруты экспедиций исследователей и путешественников. Также поселение служило местом ссылки (среди отбывавших ее – Л. Д. Троцкий). В 1897 с. Усть-Кутское Киренского уезда Иркутской губернии насчитывало 651 жителя. С 1926 с. Усть-Кут – административный центр Усть-Кутского района. Согласно переписи населения 1926, с. Усть-Кута Усть-Кутского района Киренского округа Сибирского края состояло из 226 хозяйств с 956 жителями. В 1928 открылся курорт «Усть-Кут». В 1929 была основана пристань Осетрово. В 1943 с. Усть-Кут получило статус рабочего поселка. В 1951 в Усть-Кут прибыл первый поезд по железнодорожной линии Тайшет – Лена. В 1954 рабочие поселки Усть-Кут и Осетрово были объединены в город районного подчинения Усть-Кут. В 1958 пристань Осетрово переименовали в Осетровский речной порт (порт называют «воротами на север»; основная его роль – обслуживание северного завоза). В 1963-2004 Усть-Кут являлся городом областного подчинения. Усть-Кут – важный транспортный узел Восточной Сибири.

Станция Лена

Железнодорожная станция Лена расположена на 720 км БАМа. Она была открыта в 1958. Название станции произошло от р. Лены. Открывший в 1623 данную реку русский землепроходец Пантелей Демидович Пянда (Пенда) зафиксировал ее в форме Елюенэ, которая в русском языке закрепилась как Лена; исходное эвенкийское слово «йэнэ» («лэнэ») – большая река.

Герб Усть-Кута

Герб Усть-Кута языком символов и аллегорий отражает природные, экономические и исторические особенности города: в зеленом поле изображены две изогнутые серебряные перевязи, идущий и обернувшийся золотой соболь, золотой якорь (наподобие морского), а также золотая бревенчатая башня, имеющая остроконечную кровлю и арку без порога. Две серебряные перевязи – слияние двух рек Лены и Куты, в устье которой в начале 17 столетия был поставлен острог, ставший основой для формирования города. Золотая башня в гербе города напоминает об этом событии. Зеленый цвет герба отражает окружающую Усть-Кут тайгу. Природное богатство играет немаловажное значение в истории города – долгое время здесь добывали соболиный мех, который был на вес золота. Именно богатство этих земель привлекало казаков, ставших первыми оседлыми жителями края, о чем в гербе говорит изображение золотого соболя. Якорь является символом уверенности, надежности, постоянства, показывает Усть-Кут как важный транспортный узел, открывший ворота на Север. Здесь сосредоточены речной порт, аэропорт, железнодорожная линия. Изображения рек и якоря символизируют исключительную важность водных транспортных артерий в жизни местного населения.