Станция Лодейное Поле

Лодейное Поле

Лодейное Поле – город, административный центр Лодейнопольского района Ленинградской области. Расположен в 235 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга, в западной части Свирской низменности, на левом берегу р. Свирь (берет начало в Онежском озере и впадает в Ладожское озеро). Население – 18,4 тыс. чел. (2024) (в 1897 – 1,4 тыс. чел., в 1926 – 7,3 тыс., в 1959 – 17,5 тыс. чел.).

История Лодейного Поля

Основан в 1702, когда на берегу р. Свири была заложена Олонецкая верфь (название по расположению в Олонецком уезде). На местные сосновые леса в свое время обратил внимание Петр I. В 1703 на Олонецкой верфи был построен фрегат «Штандарт» («первенец флота», как его называл царь Петр). При верфи возникло поселение. Появляются названия: Лодейная верфь, Лодейная пристань, Лодейное поле. В топониме Лодейное Поле: «поле» – безлесное (расчищенное от леса) пространство, «лодья» – гребное или парусное судно, корабль; большая лодка, а в целом – «место, где строят суда». Олонецкая верфь являлась крупным судостроительным предприятием. В период царствования Петра I на ней было построено около 800 больших и малых судов. В 1785 указом Екатерины II при Олонецкой верфи был устроен уездный город Лодейное Поле Олонецкого наместничества. В 1796 город был причислен к Новгородской губернии. В 1799 Лодейнопольский уезд был упразднен, его территория включена в состав Олонецкого уезда Новгородской губернии. В 1801 была восстановлена Олонецкая губерния, а в 1802 – и Лодейнопольский уезд в ее составе. В 1829 Олонецкую (Свирскую, Лодейнопольскую) верфь закрыли. Лодейное Поле было небольшим городом. В 1873 уездный город Лодейное Поле Олонецкой губернии насчитывал 146 домов с 1388 жителями. В 1916 была открыта Олонецкая железная дорога, на которой стала функционировать ст. Лодейное Поле. С 1927 Лодейное Поле – административный центр Лодейнопольского района. В 1927-1930 город также являлся центром Лодейнопольского округа Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны Лодейное Поле и р. Свирь 1005 дней, с сентября 1941 по июнь 1944, были передним краем Карельского фронта, защищая «Дорогу жизни» и подступы к Ленинграду. Город был сильно разрушен. В 1961 начал работу Лодейнопольский деревообрабатывающий комбинат. В 1972 был построен мост через р. Свирь, после чего стала транзитной железнодорожная линия Янисъярви – Лодейное Поле.

Станция Лодейное Поле

Лодейное Поле – узел железнодорожных линий на Санкт-Петербург, Мурманск и Янисъярви. Железнодорожная станция Лодейное Поле была открыта в 1916.