Станция Поворино

Поворино

Поворино – город, административный центр Поворинского района Воронежской области. Расположен в 236 км к востоку от Воронежа, в 6 км от границы с Волгоградской областью, на Окско-Донской равнине, на левобережье р. Хопер (левый приток Дона). Население – 16,7 тыс. жит. (2020) (в 1926 – 1,2 тыс. жит., в 1939 – 10,8 тыс. жит.).

История Поворина

Основан в 1870 как поселок при станции Поворино при строительстве Грязе-Царицынской железной дороги. Название станции было получено от соседнего села Поворино (оно же Рождественское – название от Рождественской церкви). Из Рождественского на ст. Поворино переселялись крестьяне. Поэтому первоначально населенный пункт назывался «Выселок из села Рождественского при станции Поворино». Согласно одной из версий, название с. Поворино (Рождественское) произошло от русского диалектного «повора» – изгородь, прясельная городьба. По другой версии, топоним мог быть образован от антропонима Повор (прозвищного имени Поворок). Существует также точка зрения, что название пошло от слова «поворина» – поперечная либо косая деревянная связь, укрепа, между двух досок или брусьев. В 1895 через ст. Поворино прошла Харьково-Балашовская железная дорога. Станция стала узловой, что предопределило железнодорожную направленность развития населенного пункта. В 1887 в Поворине насчитывалось 7 строений с 52 жителями, в 1897 – 13 строений с 223 жителями. В 1938 Поворино получило статус поселка городского типа. С 1946 Поворино – административный центр Поворинского района. В 1954 поселок городского типа Поворино был преобразован в город.

Станция Поворино

Поворино – узел железнодорожных линий (на Иловлю, Лиски, Грязи, Балашов). Железнодорожная станция Поворино была открыта в 1870. В годы Великой Отечественной Войны Поворинский железнодорожный узел сыграл важную роль в снабжении Красной Армии в ходе Сталинградской битвы; ст. Поворино подвергалась сильным бомбежкам.

В 1870 ст. Поворино была переименована в Волконскую – в честь князя Михаила Сергеевича Волконского, оказавшего значимые услуги в строительстве Грязе-Царицынской железной дороги (некоторое время он был первым председателем правления Грязе-Царицынской дороги и директором от земства). М. С. Волконский являлся сыном декабриста С. Г. Волконского и М. Н. Раевской, был женат на урожденной Елизавете Григорьевне Волконской, которая приходилась внучкой А. Х. Бенкендорфу. Княгиня Е. Г. Волконская решила осмотреть «свою станцию». Однако любоваться там, вероятно, было совсем нечем, и она разгневалась. В результате ст. Волконская возвратили прежнее название – Поворино. На Грязе-Царицынской железной дороге, неподалеку от имения княгини, находилась ст. Олешки (Алешки). Ее затем и переименовали в Волконскую (ныне – это ст. Народная).