Станция Санкт-Петербург-Главный

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – город федерального значения, административный центр Ленинградской области. Расположен на северо-западе России, в западной части Приневской низины, при впадении р. Нева в Финский залив. Население – 5601,9 тыс. чел. (2021) (в 1897 – 1265 тыс. чел., в 1926 – 1614 тыс., в 1939 – 3015 тыс. чел.).

История Санкт-Петербурга

Основан 16 (27) мая 1703 царем Петром I, когда на Заячьем острове была заложена крепость, получившая вскоре на голландский манер название «Санкт-Питербурх» (ныне – Петропавловская крепость). Название крепости было дано в честь святого Петра – небесного покровителя Петра I. Название «Санкт-Петербург» распространилось на возникший здесь город. С 1708 Санкт-Петербург – центр Ингерманландской губернии (с 1710 – Санкт-Петербургская губерния), с 1712 – столица России. Город развивался высокими темпами, быстро росла численность его населения (в 1725 – около 40 тыс. чел., в 1750 – около 95 тыс. чел.). Уже изначально Санкт-Петербург зарождался как промышленный центр. В первую очередь создавались кирпичные заводы, предприятия судостроительной и военной промышленности (в 1704 была заложена Адмиралтейская верфь). В 1714 в Санкт-Петербурге была основана Кунсткамера (первый русский музей), в 1724 – Петербургская академия наук, в 1757 – Академия художеств, в 1764 – Смольный институт благородных девиц (первое в России женское учебное заведение).

В 1800 в Санкт-Петербурге проживало 220 тыс. чел. В 1825 в городе состоялось восстание декабристов. Здесь произошли важнейшие события Первой русской революции 1905-1907, Февральской и Октябрьской революций. В 1914 с началом Первой мировой войны Санкт-Петербург был переименован в Петроград. 12 марта 1918 столицу государства перенесли в Москву. В 1924 после смерти В. И. Ленина Петроград был переименован в Ленинград. С 1927 Ленинград – административный центр Ленинградской области. В годы Великой Отечественной войны Ленинград находился 872 дня в блокаде (8 сентября 1941 – 27 января 1944). В 1991 городу возвратили историческое название. С 2000 Санкт-Петербург – административный центр Северо-Западного федерального округа. Современный Санкт-Петербург – крупный экономический, культурный, научный и транспортный центр.

Герб Санкт-Петербурга

Герб Санкт-Петербурга основан на историческом гербе города, который был утвержден в 1730. На червленом (красном) щите изображены золотой российский скипетр с двуглавым орлом, а также два скрещенных серебряных якоря – морской (с двумя лапами) и речной (имеет четыре лапы). Скипетр символизировал царскую власть, а также указывал на столичный статус Санкт-Петербурга. Якоря характеризовали Санкт-Петербург как морской и речной порт. Щит увенчан российской императорской короной. За щитом располагаются два золотых скипетра, которые соединены андреевской лазоревой лентой (скипетры символизировали равнозначность двух столиц – Петербурга и Москвы). Автором идеи герба Санкт-Петербурга является приглашенный Петром I в Россию граф Франц Матвеевич Санти, «отец русской геральдики», который в 1724 составил эмблему для знамени Санкт-Петербургского полка со скипетром и двумя скрещенными якорями. Прообразом для эмблемы стал герб Ватикана (города Святого Петра) с его двумя скрещенными ключами (от Рая и Рима).

Станция Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал)

Железнодорожная станция Санкт-Петербург-Главный была открыта в 1847. Станция несколько раз переименовывалась: первоначально – ст. Санкт-Петербург, с 1914 – ст. Петроград-1, с 1924 – ст. Ленинград-Пассажирский, с 1930 – ст. Ленинград-Пассажирский-Московский, с 1991 – ст. Санкт-Петербург-Главный. Московский вокзал первоначально назывался Николаевским (в честь императора Николая I), а в 1924-1930 был Октябрьским. В 1847 отсюда открылось движение до Колпино (расстояние от ст. Санкт-Петербург-Главный – 25 км). Железную дорогу из Петербурга в Москву первоначально проверили на военных (произошло это 26-28 августа 1851). 30 августа 1851 с Николаевского вокзала отправился в Москву царский поезд, одним из пассажиров которого был Николай I. 13 ноября 1851 из Петербурга в Москву ушел первый поезд с простыми пассажирами (всего было 192 «счастливчика»).

Здание Московского вокзала было построено в 1847-1851 по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича. Здание напоминает ратушу западноевропейского города с надстройкой в виде башни с часами, указывающей направление главного входа. Московский вокзал Санкт-Петербурга имеет меньшего по размерам «близнеца» – Ленинградский вокзал Москвы, который также построен по проекту Тона. Первым начальником вокзала был инженер-путеец Николай Ильич Миклуха – отец знаменитого путешественника и этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая.