Станция Бологое-Московское

Бологое

Бологое – город, административный центр Бологовского района Тверской области. Расположен в 164 км к северо-западу от Твери, на северной окраине Валдайской возвышенности, на оз. Бологое. Население – 21,6 тыс. жит. (2016) (в 1897 – 5,8 тыс. жит.).

История Бологое

Впервые упоминается в 1495 как «сельцо Бологое над озером Бологим» в новгородской писцовой книге. Сельцо и озеро принадлежали двум сыновьям князя Пужбальского, Ивану и Семену («…а в нем церковь «Усекновения Главы Иоана Предтечи», двор попа Ивана, дьяка Данилко без пашни, да в том же сельце двор князя Семена, в нем сам живет, а людей его: двор Глазатой, двор Исак, двор Ощурок...»)

Название населенному пункту дало оз. Бологое. Гидроним произошел от древнерусского «бологыи» – благой, хороший (таким образом, Бологое – это благое, доброе место). Согласно еще одному трактованию, Бологое означает «влага». По правилам русского языка топоним «Бологое» склоняется как прилагательное, но бологовцы считают, что он не склоняется.

В течение многих лет Бологое развивалось медленно, даже несмотря на то, что, начиная с 17 в., через Бологовские земли проходила дорога от Москвы до Новгорода, а затем – и до Санкт-Петербурга. С 1773 Бологое – в составе Валдайского уезда Новгородской губернии (в то время в селе проживало около 50 жит.). Изменения начались, когда в 1842 вышел Указ императора Николая I о строительстве Петербурго-Московской железной дороги (с 1855 стала называться Николаевской). В 1851 дорога была построена, и на ней была открыта станция Бологое. Около станции возник поселок для рабочих и служащих железной дороги, который постепенно слился с селом. Были построены депо, мастерские, склады. На получившую импульс развития Бологовскую землю прибыли новые люди, были созданы новые предприятия. В 1879 здесь было открыто одно из первых в России железнодорожных технических училищ. В начале 20 в. Бологое славилось производством музыкальных инструментов, в том числе гармошек «бологовок». 3 июня 1917 Постановлением Временного Правительства пос. Бологое был преобразован в г. Бологое. С 1927 Бологое – районный центр.

Герб Бологое

Бологое известно своим промежуточным, срединным расположением между Санкт-Петербургом и Москвой (город находится в 329 км от Москвы и в 319 км от Санкт-Петербурга). Эта особенность отражена и на гербе Бологое – в центре герба изображен серебряный алмаз, символизирующий оз. Бологое, вокруг которого возник город, и являющееся его «настоящим алмазом (бриллиантом)». Обрамляющие алмаз крылья показывают на узловое положение города и железнодорожной станции. Золотая и червленая стрелы указывают на движение высокоскоростных поездов по железной дороге Москва – Санкт-Петербург, отражают развитие Бологое и воздействие, которое оказывают на него две российские столицы.

Станция Бологое-Московское

Железнодорожная станция Бологое-Московское была открыта в 1851.

Бологое – крупный железнодорожный узел (5 направлений: Санкт-Петербург, Москва, Рыбинск, Великие Луки, Псков). В годы Великой Отечественной войны Бологовский железнодорожный узел приобрел исключительно важное значение. Через него проходило снабжение многих фронтов Красной Армии. В Бологое было обезврежено 212 диверсионных групп. Бомбежки железнодорожного узла осуществлялись врагом с начала июля 1941 и продолжались до февраля 1944. Особенно сильными они были с 13 по 23 марта 1943. Всего же за годы войны вражеская авиация совершила на Бологое 527 налетов. Несмотря на большие разрушения, железнодорожный узел продолжал функционировать. В 1985 «за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны» ст. Бологое-Московское была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Бологое в искусстве

Бологое повезло с людьми, которые сделали его известным.

Бологое упоминается в рассказе А. П. Чехова «Счастливчик», а также в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Именно на станции Бологое Алексей Вронский признался в любви Анне: «Он знал только, что сказал ей правду, что он ехал туда, где была она, что все счастье жизни, единственный смысл жизни он находил теперь в том, чтобы видеть и слышать ее. И когда он вышел из вагона в Бологове, чтобы выпить сельтерской воды, и увидал Анну, невольно первое слово его сказало ей то самое, что он думал. И он рад был, что сказал ей это, что она знает теперь это и думает об этом. Он не спал всю ночь. Вернувшись в свой вагон, он не переставая перебирал все положения, в которых ее видел, все ее слова, и в его воображении, заставляя замирать сердце, носились картины возможного будущего».

Бологое упоминается в детском стихотворении С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.

…Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
«Это что за остановка –
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».

Кроме того, существует фольклор о Бологое как о промежуточном пространстве, границе между Питером и Москвой, в том числе рассказывающий о характерных различиях в речи жителей этих городов. Анекдот в тему: «А вы знаете, что где-то в районе Бологое вдоль одного малоизвестного шоссе московский бордюр медленно переходит в питерский поребрик?»

В 1980-е в Советском Союзе известность Бологое возросла благодаря песне ансамбля «Веселые ребята»:

«Что за наваждение такое?
Я все повторяю адрес твой:
Бологое, Бологое, Бологое –
Это где-то между Ленинградом и Москвой».

Знаменитые люди Бологое

Борис Александрович Александров

В Бологое родился Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист СССР Борис Александрович Александров (1905-1994). Его отец – выдающийся композитор и дирижер, автор мелодии Гимна СССР и Российской Федерации Александр Васильевич Александров учился в Петербургской консерватории, но в марте 1902 после двух лет учебы, вследствие болезни и материальной нужды приехал жить в Бологое. Здесь он пробыл до лета 1906, работал регентом Собора Покрова Пресвятой Богородицы, а также преподавал хоровое искусство в железнодорожном училище. Работа в училище давала Александру Васильевичу право на бесплатный железнодорожный билет, благодаря чему ему удавалось два раза в неделю ездить из Бологое в Петербург, где он продолжил занятия в консерватории. В 1904 А. В. Александров женился на участнице соборного хора Ксении Павловне Морозовой. В 1906 семья Александровых переехала в Тверь. Б. А. Александров продолжил дело отца и в 1946-1986 был руководителем всемирно известного Дважды Краснознаменного ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.