Станция Липецк

Липецк

Липецк – город, административный центр Липецкой области. Расположен в 428 км к юго-востоку от Москвы, на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на р. Воронеж (левый приток Дона). Население – 496,5 тыс. жит. (2022) (в 1897 – 20,5 тыс. жит., в 1939 – 66,6 тыс., в 1959 – 156,5 тыс., в 1970 – 289,1 тыс. жит.).

История Липецка

Годом основания города считается 1703, когда по указанию Петра I на р. Липовка, впадающей в р. Воронеж, рядом с селом Липские Студенки началось строительство Липских заводов. Название заводов объясняли тем, что здесь в свое время находилась липовая роща, а одна из лип была «…чрезвычайно высока, и пень ея имел 5 футов в диаметре». В 1703 был построен Верхний Липский железоделательный завод. В 1707-1712 ниже по течению Липовки возвели Нижний Липский железоделательный завод. На Липских заводах выплавлялся металл, изготовлялись пушки и др. Со временем наряду с названием «Липские заводы» начало употребляться название «Липецкие заводы». В 1703 при Липских заводах был образован рабочий поселок – слобода или село Липские (Липецкие) железные заводы. В 1779 по указу Екатерины II Липецкие железные заводы были преобразованы в уездный город Липецк Тамбовского наместничества (с 1796 – Тамбовская губерния). В конце 18 в. Липецкие железоделательные заводы находились в кризисе: они зависели от военных заказов, не хватало топлива (истощились местные леса, которые шли на производство древесного угля). В 1795 Липецкие железоделательные заводы были закрыты. В 1805 был основан курорт «Липецкие минеральные воды». В 1862 уездный город Липецк состоял из 834 домов с 11659 жителями. В 1868 было открыто движение на железнодорожном участке Елец – Грязи. Благодаря курорту в 19 – начале 20 вв. Липецк был известен как «русский Баден-Баден». Развивалась также торгово-промышленная сфера города. В 1863 был основан Мариинский винокуренный завод, в 1900 – Сокольский металлургический завод (ныне – завод «Свободный сокол»).

С 4 ноября 1918 начинается история военной авиации Липецка – на городском ипподроме приземлился первый самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». В Липецке функционировали: в 1923-1924 – 2-я высшая школа красных военных летчиков, в 1925-1933 – немецкая авиационная школа, в 1933-1960 – авиационное учебное заведение, которое первоначально называлось Высшая летно-тактическая школа ВВС Красной Армии (последнее название – 1-е центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС Советской Армии). В 1960 в Липецк из Воронежа перебазировался 4-й Центр боевого применения ВВС, известный ныне как Липецкий авиацентр.

В 1928 Липецкий уезд был упразднен, и город стал административным центром Липецкого района. В 1932 Липецк получил статус города областного подчинения. В 1920-1930-х Липецк прошел процесс индустриализации. В 1931-1934 был построен Новолипецкий металлургический завод (ныне – Новолипецкий металлургический комбинат), в 1932 началось строительство литейно-механического завода «Станкострой» (после перепрофилирования как завод № 61 в 1937 начал выпускать военную продукцию – мины и снаряды; в 1943 на базе завода был образован Липецкий тракторный завод). Во время Великой Отечественной войны Липецк являлся прифронтовым городом; курорт превратили в базу эвакогоспиталей. С 1954 Липецк – административный центр Липецкой области. Современный Липецк – крупный промышленный центр.

Станция Липецк

Железнодорожная станция Липецк была открыта в 1868.

Герб Липецка

Герб Липецка представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающего имя города; подножие дерева – натуральный зеленый холм.