Станция Москва Павелецкая

Москва

Москва – столица Российской Федерации, политический, экономический, научный и культурный центр страны. Город расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на р. Москва. Численность населения Москвы – 13010,1 тыс. чел. (2021) (к 1811 – более 275 тыс. чел., к 1862 – до 378 тыс., в 1897 – свыше 1 млн. чел., а в 1936 – уже около 3,6 млн. чел.).

История Москвы

Первоначальным ядром населения Москвы выступило древнерусское племя вятичей. Впервые Москва (Москов) упоминается в летописи в 1147. Суздальский князь Юрий Владимирович (по прозвищу Долгорукий), чьим владением являлся Москов, пригласил к себе на пир черниговского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москову». Черниговский князь с двумя сыновьями и дружиной прибыл вечером 4 апреля, а на следующий день в честь гостей был устроен «обед силен».

Название города произошло от р. Москвы. Существуют разные гипотезы происхождения названия реки: финно-угорская, славянская, балтийская. Так, согласно финно-угорской версии, Москва переводится как «река мокшей» («ва» – река, «мокша» – угро-финский народ, живший на территории современного города; в настоящее время мокша – субэтническая группа мордвы). В славянской версии гидроним Москва имеет корень «моск» – «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Наконец, согласно балтийской версии, гидроним имеет корень «mask», что означает «жидкий, мокрый, топкий, слякотный и т.п.» или Москва-река – это извилистая река (литовское «mazgas» – узел).

Родоначальником династии московских князей считается сын Александра Невского – Даниил Александрович (1261–1303). Возвышение Москвы было связано с удачной политикой московских князей, выгодным расположением города, развитием на данной территории земледелия, торговли, ремесел. Немаловажную роль сыграло то, что Москва стала церковной столицей Руси, являясь с 14 в. резиденцией русских митрополитов, а с 1589 – патриархов. В конце 15 в. при великом князе Иване III Васильевиче Москва становится столицей Русского централизованного государства. В 16 в. по своим размерам Москва уже превосходила Лондон, Прагу, другие большие европейские города. В 18-19 вв., несмотря на перенесение в 1712 Петром I столицы России в Петербург, Москва («Первопрестольная») продолжала оставаться «второй столицей» империи. 12 марта 1918 после переезда правительства Советской России из Петрограда Москва вновь стала столицей государства.

Герб Москвы

На гербе Москвы на темно-красном геральдическом щите изображен в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) Святой Георгий Победоносец, скачущий на серебряном коне с серебряной сбруей и поражающий золотым копьем черного Змия. Утверждение всадника-змееборца на гербе Московского княжества окончательно произошло в 15 в. во время правления Ивана III. В то время лишь иностранцы ассоциировали всадника как святого Георгия, русские же источники считали его изображением князя или царя. Первым русским, назвавшим московского всадника святым Георгием, является Петр I.

Станция Москва-Пассажирская-Павелецкая (Павелецкий вокзал)

Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Павелецкая была открыта в 1900. До 1930 станция называлась Москва-Пассажирская. В 1900 открылось движение поездов на линии Павелец – Москва Рязано-Уральской железной дороги. Название ст. Павелец дало близлежащее село Павелец, которое возникло в 17 в. и получило, в свою очередь, название от ручья Павелец. По одной из версий, гидроним происходит от диалектного слова «павел» – паук (вероятно, ручей был назван так из-за обилия пауков в местности его протекания). Первоначально Павелецкий вокзал назывался Саратовским (в Саратове располагалось Управление Рязано-Уральской дороги). Здание вокзала было построено на Зацепе в 1900 по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Поэтому москвичи называли его также «Вокзалом на Зацепе». 23 января 1924 на вокзал прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В память о данном событии в 1924-1925 вокзал назывался Ленинским (название не прижилось, вероятно, из-за наличия Ленинградского вокзала). Ленинской также с 1941 по 1992 называлась площадь перед вокзалом. В быту вокзал именовался Павелецким; так же со второй половины 1920-х он указывался и на картах. В 1946 (по другим данным, в 1941) Саратовский вокзал был официально переименован в Павелецкий. В 1982-1987 была осуществлена реконструкция здания Павелецкого вокзала, в результате которой его размеры значительно увеличились.