Станция Мысовая

Бабушкин

Бабушкин – город в Кабанском районе Республики Бурятия. Расположен в 150 км к западу от Улан-Удэ на южном берегу оз. Байкал, в устье р. Мысовка. Население – 4,4 тыс. жит. (2021) (в 1926 – 2,6 тыс. жит.).

История Бабушкина

Согласно наиболее распространенной точке зрения, населенный пункт возник, предположительно, в период между 1681 и 1687. Поселение Мысовский являлось выселком основанного в 1681 Посольского монастыря. Свое название оно получило от расположения на мысу, который заметно вдавался в Байкал. Развитие выселка Мысовского связано с его транзитным положением. Через выселок проходил «Великий чайный путь» (караванный путь между Азией и Европой в 18-19 вв.). Здесь существовала почтовая станция, а в 1888 была построена пристань Мысовая, содержавшаяся купцом и судовладельцем Андреем Яковлевичем Немчиновым (был единственным сыном одного из богатейших людей Сибири того времени – кяхтинского купца Якова Андреевича Немчинова). Исключительно важную роль для развития населенного пункта имело открытие в 1900 Забайкальской железной дороги. В 1902 выселок Мысовский Забайкальской области был преобразован в безуездный город Мысовск. В 1913 население Мысовска составляло 6,5 тыс. чел. Впоследствии оно сократилось, и некоторое время населенный пункт не имел статуса города (в 1925 селение Мысовск получило статус поселка городского типа). В 1927 Мысовск вошел в состав Бурят-Монгольской АССР. В 1941 город Мысовск Кабанского аймака Бурят-Монгольской АССР был переименован в Бабушкин (в связи с 35-летием со дня гибели на ст. Мысовая рабочего большевика И. В. Бабушкина). С 1959 Бабушкин – город районного подчинения.

Станция Мысовая

Железнодорожная станция Мысовая была открыта в 1900.

Герб Бабушкина

В основу современного герба г. Бабушкина положен исторический герб Мысовска 1913 года. Герб отражает торговое прошлое города. В червленом поле изображена нагруженная тремя крестообразно перевязанными золотыми тюками черная ладья, плывущая по серебряной волнистой оконечности.

Достопримечательности Бабушкина

Береговой маяк

На окраине мыса в Бабушкине до сих пор стоит береговой маяк. Он был построен в 1900 из тесанного песчаника и скреплен бетоном. Высота маяка – 17 м, диаметр – около 10 м. Винтовая лестница высотой в 15 метров ведет к смотровой площадке.

Ледокол «Байкал»

Строительство кругобайкальской железной дороги из-за рельефа местности было делом чрезвычайно сложным и долгим, и в начале 1895 по предложению министра путей сообщения князя М. И. Хилкова было начато строительство железнодорожной паромной переправы через Байкал. В декабре 1895 был заключен контракт на изготовление парома-ледокола с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°». Части ледокола были доставлены до с. Лиственичное, где под руководством корабельного инженера В. А. Заблоцкого 15 января 1898 началась его сборка на специально построенном стапеле. 17 июня 1899 ледокол «Байкал» спустили на воду, а 24 апреля 1900 он совершил свой первый рабочий рейс.

«Байкал» по своим размерам считался вторым ледоколом в мире (после ледокола «Ермак»). Его длина составляла 88,5 м, ширина – 17,5 м, водоизмещение – 4200 т. Команда ледокола насчитывала 200 чел. Пассажирские помещения были рассчитаны на 300 пассажиров; на 3 рельсовых путях парома размещались 27 двухосных вагонов. Расстояние от порта Байкал до ст. Мысовая длиною в 73 км паром проходил за 4,5 ч.

«Байкал» был построен из стали особенно прочной конструкции и был способен взламывать метровый лед. Однако байкальский лед оказался прочнее. Так, 29 декабря 1900 ледокол «Байкал» оказался в ледяном заторе у Мысовой, у него вышел из строя гребной механизм, и судно остановилось. Таким образом, зимой, в особенно холодное время, когда паромная переправа оказывалась невозможной, приходилось прокладывать ледовую переправу на лошадях.

В годы Гражданской войны ледокол «Байкал» вошел в состав красногвардейской Байкальской флотилии. 16 августа 1918 «Байкал» был расстрелян из пушек белочехами, сгорел и затонул у ст. Мысовая. Впоследствии корпус ледокола был поднят и разрезан на металлолом. Но есть энтузиасты, которые считают, что останки ледокола (нижний остов корпуса) и в настоящее время находятся на дне Байкала.

Знаменитые люди

Рокоссовский и Мысовск

В июне – июле 1921 в госпитале в Мысовске проходил курс лечения тяжелораненый, будущий Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Из воспоминаний К. К. Рокоссовского (военные мемуары «Солдатский долг»): «В июне 1921 года Красная Армия добивала барона Унгерна на границе с Монголией. У станицы Желтуринская 35-й кавполк, которым я командовал, атаковал прорвавшуюся через нашу пехоту унгерновскую конницу. В этом бою я был ранен второй раз, в ногу с переломом кости». За отличие в бою 2 июня 1921 под станицей Желтуринской К. К. Рокоссовский был награжден вторым орденом Красного Знамени. Когда в конце июля 1921 Мысовск находился под угрозой нападения Унгерна, так и недолечившийся 24-летний Рокоссовский (медики по его требованию прибинтовали больную ногу к двум палкам) сформировал в количестве 700 бойцов сводный отряд и выступил навстречу врагу.