Станция Тоннельная

Верхнебаканский

Верхнебаканский – поселок в составе Верхнебаканского сельского округа г. Новороссийска Краснодарского края. Расположен в 15 км к северо-западу от Новороссийска, на р. Баканка (Бакан; составляющая р. Адагум). Население – 6,8 тыс. чел. (2010) (в 1897 – 1,3 тыс. чел., в 1926 – 3,2 тыс. чел.).

История Верхнебаканского

Основан в 1862 в Натухайском военном округе как станица Верхнебаканская (сюда переселилось 140 казачьих семей из 7 станиц бывшей Черномории). Название станице дали по месту расположения – в верхнем течении р. Баканки (в нижнем течении реки существует станица Нижнебаканская). Согласно наиболее распространенной версии, гидроним произошел от имени аварского хана Бакана, который разгромил в местном (Баканском) ущелье кабардинские войска. В 1882 станица Верхнебаканская Темрюкского уезда Кубанской области состояла из 103 дворов с 681 жителем. В 1888 с вводом в эксплуатацию железнодорожной ветки Екатеринодар – Новороссийск здесь появилась станция Тоннельная. В 1913 в районе ст. Тоннельная был запущен завод «Бетон» (ныне – цементный завод «Первомайский»). В 1930 станица Верхнебаканская была преобразована в поселок городского типа Верхнебаканский. С 1939 Верхнебаканский – административный центр Верхнебаканского района. В годы Великой Отечественной войны с 1 сентября 1942 по 18 сентября 1943 Верхнебаканский район находился в немецко-фашистской оккупации. В 1953 Верхнебаканский район был упразднен; поселок городского типа Верхнебаканский был передан в подчинение г. Новороссийску. В 1965 был введен в эксплуатацию Верхнебаканский цементный завод. В 2005 поселок городского типа Верхнебаканский был преобразован в сельский населенный пункт.

Станция Тоннельная

Железнодорожная станция Тоннельная была открыта в 1888. Название станции было обусловлено тем, что на пути в Новороссийск в месте пересечения железнодорожной линией Главного Кавказского хребта было возведено два тоннеля: Большой и Малый (изначально их длина составляла 1389 м и 389 м соответственно). В 2011 была завершена модернизация Новороссийского тоннельного комплекса. Старый Малый тоннель был законсервирован. Рядом с ним построили новый Малый тоннель длиной 525 м. Старый Большой тоннель удлинили на 238 м; рядом был создан новый Большой тоннель длиной 1628 м.