Станция Усть-Катав

Усть-Катав

Усть-Катав – город, административный центр Усть-Катавского городского округа Челябинской области. Расположен в 259 км к западу от Челябинска, на западном склоне Южного Урала, при впадении р. Катав в р. Юрюзань (левый приток р. Уфа). Население – 21 тыс. жит. (2023) (в 1897 – 4,5 тыс. жит., в 1939 – 13 тыс., в 1959 – 23,1 тыс. жит.).

История Усть-Катава

Официально считается, что город основан в 1758 как поселок при железоделательном заводе (ныне – Усть-Катавский вагоностроительный завод). Годом основания завода считается 1758. Основателями Усть-Катавского железоделательного завода стали синбирские купцы: братья Иван Борисович и Яков Борисович Твердышевы, а также их зять Иван Семенович Мясников. В 1756 у башкир были куплены земли. Первоначально были сооружены лесопильная мельница и судовая пристань. Позже был построен железоделательный завод. Так как первоисточники об основании завода и поселения не найдены, когда начал действовать завод, информация разнится (это и 1758, и 1762, и 1764). Свое название Усть-Катавский завод получил от расположения в устье р. Катав. Гидроним Катав происходит от названия башкирского племени катай, которое в древности жило в этих местах (считается, что катаи происходят от киданей). Во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 жители Усть-Катавского заводского поселка поддерживали повстанцев. Завод был сожжен. Восстановлен в 1775. В 1861-1923 существовала Усть-Катавская волость. В 1870 горный завод Усть-Катавский Уфимского уезда Уфимской губернии состоял из 544 дворов с 3353 жителями. В 1890 было открыто движение на железнодорожной линии УфаЗлатоуст со ст. Усть-Катав. В 1899 Усть-Катавский железоделательный завод был отдан его владельцем, князем К. Э. Белосельским-Белозерским в аренду бельгийскому акционерному «Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу». Завод был перепрофилирован в вагоностроительный. Для прибывших сюда иностранных специалистов на правом берегу Юрюзани построили поселок, получивший название «Колония». В 1901 был изготовлен первый открытый трамвай для г. Тифлис. В 1926 рабочий поселок (завод) Усть-Катав Катавского района Златоустовского округа Уральской области насчитывал 1342 хозяйства с 6041 жителем. В 1928 населенный пункт получил статус поселка городского типа. В 1942 поселок городского типа Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения Усть-Катавский завод (с 1943 – Усть-Катав). В Великую Отечественную войну производственные мощности Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С. М. Кирова возросли за счет ряда эвакуированных предприятий. В период войны завод поставил на фронт 12357 танковых пушек, 3096 минометов, 13230 платформ для зенитных пушек и другое боевое снаряжение. В 1979 Усть-Катав был отнесен к категории городов областного подчинения. С 2004 Усть-Катав – административный центр Усть-Катавского городского округа.

Станция Усть-Катав

Железнодорожная станция Усть-Катав была открыта в 1890.

Герб Усть-Катавского городского округа

На гербе Усть-Катавского городского округа в рассеченном червленью (красным) и лазурью (синим, голубым) поле изображена скачущая, обернувшаяся золотая лань с ветвистыми рогами. Лань означает обновление, созидание, духовность, богатую природу края. В центре герба размещена серебряная фигура, стоящая на лазоревой оконечности и образованная половинами шатра и остроконечного холма. Серебряная фигура повторяет силуэт горы Шихан – одной из главных достопримечательностей Усть-Катава. Данная гора находится в середине города, на правом берегу р. Катав. Ее высота составляет 444 м над уровнем моря. В нижней части герба – перетянутый червлеными скрепами, золотой с длинной рукоятью молот, который ударяет о золотой слиток, положенный на золотую наковальню. Молот и наковальня – обобщающие символы кузнечного ремесла, олицетворяют выносливость, твердость. Лазоревые верхняя половина и оконечность герба символизируют впадение р. Катав в Юрюзань, а также многочисленные горные реки.

Знаменитые люди Усть-Катава

В Усть-Катаве родился хоккейный тренер Олег Валерьевич Знарок.

Гарин-Михайловский в Усть-Катаве

В Усть-Катаве жил с семьей в 1886-1890 писатель и инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Он был назначен на строительство железной дороги Уфа – Златоуст. Н. Г. Михайловский, проявив талант изыскателя, проектировщика, строителя, приспособил железную дорогу к сложному рельефу местности. Дорога была проведена по петлистым долинам рек, через горы без единого тоннеля. Благодаря Н. Г. Михайловскому сэкономили большую сумму государственных средств. За участие в строительстве в должности начальника участка Н. Г. Михайловский был награжден орденом Святой Анны. В 1888 в Усть-Катаве нашла успокоение дочь Михайловских – трехмесячная Варвара (Варенька). В 1890 здесь родился их сын Георгий (по другим сведениям, он родился в Усть-Каменогорске). В семье Георгия звали Гаря, поэтому Н. Г. Михайловский стал публиковаться под псевдонимом Н. Гарин.