Станция Ярославль-Пассажирский

Ярославль

Ярославль – город, административный центр Ярославской области. Расположен в 282 км к северо-востоку от Москвы на р. Волга. Население – 577,3 тыс. жит. (2021) (в 1811 – 23,8 тыс. жит., в 1897 – 71,6 тыс., в 1939 – 299,4 тыс., в 1959 – 407,1 тыс. жит.).

История Ярославля

Ярославль основан около 1010 как крепость при впадении р. Которосль в Волгу князем Ярославом Мудрым (что и обусловило его название). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1071 в связи с восстанием смердов в Ростовской земле, которое возглавляли два волхва из Ярославля. Развитию города способствовало выгодное положение у важного торгового водного пути по Волге. В 11-12 вв. Ярославль – пограничный город Ростово-Суздальского княжества, с 1218 – столица Ярославского княжества (выделилось из Ростовского княжества; первым удельным князем был Всеволод Константинович). В 1238 город был сожжен войсками Батыя. В 1463 Ярославль был присоединен к Великому княжеству Московскому. Город сыграл важную роль в эпоху Смуты. В 1606-1608 в Ярославле содержалась в ссылке с родней Марина Мнишек. В апреле-июле 1612 в Ярославле находилось ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Здесь был создан временный общероссийский правительственный орган «Совет всея земли», и город фактически являлся столицей Российского государства.

После окончания Смуты Ярославль быстро превратился в важный торгово-ремесленный центр. В 17 в. среди городов России по численности населения Ярославль занимал второе место после Москвы (в 1681 в Ярославле насчитывалось 2936 дворов), а по торговому обороту – третье место (после Москвы и Казани). Развитие города было связано с его транзитным местоположением на торговом пути из Западной Европы через Архангельск в Москву, Сибирь и Азию. Ярославские купеческие роды набрали экономическую мощь. Большим спросом пользовались изделия ярославских ремесленников (особенно было развито кожевенное производство). Экономический рост города способствовал расцвету культуры. В Ярославле было развернуто каменное строительство, возводились многочисленные храмы, процветали иконопись и стенопись. Поэтому 17 в. считается «золотым веком» в истории Ярославля.

После основания Санкт-Петербурга торговые пути сместились, и в 18 в. Ярославль превратился в промышленный центр. Начало этому было положено в 1722, когда по указу Петра I была основана Ярославская большая мануфактура (текстильная специализация города продлилась два века). С 1719 Ярославль – центр Ярославской провинции, с 1777 – центр Ярославского наместничества (с 1796 – Ярославской губернии). В 1803 по предложению и на средства П. Г. Демидова в соответствии с указом Александра I было основано Ярославское Демидовское училище высших наук. Во второй половине 19 в. Ярославль стал важным железнодорожным узлом: в 1870 город соединился по железной дороге с Москвой, в 1872 – с Вологдой, в 1887 – с Костромой, в 1898 – с Рыбинском. В 1913 был построен железнодорожный мост через Волгу.

В начале 20 в. Ярославль – крупный промышленный центр с преобладанием текстильного производства (в 1902 на Ярославской большой мануфактуре трудилось почти 10 тыс. рабочих). В годы индустриализации структура промышленности города изменилась, были созданы новые крупные предприятия. В Ярославле в 1932 на заводе СК-1 был изготовлен первый в мире искусственный каучук. На Ярославском автомобильном заводе были произведены первые в Советском Союзе дизель (1933) и самосвал (1935); в 1933 был выпущен первый советский троллейбус, для которого завод подготовил шасси. С 1929 Ярославль – административный центр Ярославского района, в 1929-1930 – центр Ярославского округа, с 1936 – областной центр. Город сыграл важную роль в победе в Великой Отечественной войне. Особое место занимает помощь Ярославля эвакуированным из блокадного Ленинграда (во время войны в Ярославскую область из Ленинграда было эвакуировано около 300 тыс. чел.; Ярославль принял 100 тыс. детей из блокадного города). В настоящее время Ярославль является крупным экономическим, научным и культурным центром. Среди наиболее развитых отраслей промышленности: машиностроение, нефтехимия и пищевая промышленность. В 2010 город отметил свое тысячелетие.

Станция Ярославль-Пассажирский

Железнодорожная станция Ярославль (Ярославль-Пассажирский, Ярославль-Московский) была открыта в 1870. До 1926 ст. Ярославль называлась Ярославль-Город. Первый поезд прибыл на станцию из Москвы 7 февраля 1870. Здание вокзала Ярославль (ярославцы называют его «Московский вокзал») было построено в 1870.

Герб Ярославля

Герб Ярославля основан на историческом гербе города 1778. В серебряном щите изображен черный медведь, держащий в левой лапе золотую секиру. Щит увенчан шапкой Мономаха, изображение которой разрешалось использовать на гербах исторических городов, являвшихся местом пребывания царствующих Великих князей. Медведь стал символом ярославской земли со второй половины 17 в. Его появление на гербе Ярославля связано с легендой основания города. Согласно легенде, в устье Которосли располагалось поселение язычников, называемое «Медвежий угол». Однажды сюда прибыл объезжавший свои владения ростовский князь Ярослав. Язычники спустили на князя свирепого медведя, но он секирой зарубил зверя. Язычники покорились Ярославу, который решил заложить здесь новый город. Так началась история Ярославля.