Станция Владивосток

Владивосток

Владивосток – город и порт на Дальнем Востоке, административный центр Приморского края. Расположен в 9302 км к востоку от Москвы (6395 км по прямой), амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, на берегах бухты Золотой Рог, на побережье Японского моря. Владивосток входит в состав Владивостокского городского округа. Население г. Владивосток составляет 604,6 тыс. чел. (2015) (в 1897 – 28,9 тыс. чел., в 1939 – 206,4 тыс., в 1970 – 440,9 тыс. чел.). Население Владивостокского городского округа – 631,4 тыс. чел. (2015).

История Владивостока

Город основан в 1860 десантом с российского парусника «Маньчжур» как военный пост Владивосток. Название посту было дано генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским: оно произошло от слов «владеть» и «восток» и было образовано по аналогии с названием возникшей в 1784 крепости Владикавказ («Владей Кавказом»). Место для нового населенного пункта была выбрано очень удачно для стоянки судов – на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог, которая также получила название от генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского по своему сходству с бухтой Золотой Рог (на ее берегах расположен г. Стамбул).

В 1862 военный пост Владивосток был переименован в порт, который для развития торговли получил статус порто-франко (свободного порта). С 1871 Владивосток становится административным центром: сюда была переведена резиденция военного губернатора, а также главная база Сибирской военной флотилии. В 1879 Владивосток соединился постоянной пароходной линией с Санкт-Петербургом и Одессой. В 1880 Владивосток получил статус города, а в 1890 стал центром Приморской области. В 1897 была построена железная дорога Хабаровск – Владивосток; в 1903 открылось прямое железнодорожное сообщение по Транссибу с Москвой.

В 1920-1922 Владивосток был в составе Дальневосточной Республики (в мае 1921 – октябре 1922 являлся столицей Приамурского государственного образования, номинально принадлежавшего ДВР). 15 ноября 1922 ДВР вошла в состав РСФСР как Дальневосточная область. С 1926 Владивосток в составе Дальневосточного края (в 1926-1930 – административный центр Владивостокского округа). С 1938 Владивосток – центр Приморского края. В настоящее время город является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным и культурным центром востока России.

Герб Владивостока

Современный герб Владивостока основан на историческом гербе города, утвержденном высочайшим указом императора Александра III в 1883: в зеленом поле щита изображен золотой тигр, идущий по скалистому серебряному склону. Щит увенчан золотой башенной короной, за щитом – два соединенных красной Александровской лентой золотых якоря. Уссурийский тигр является символом мудрости и силы, указывает на расположение Владивостока в местности, где обитают эти уникальные хищники. Александровская лента с двумя золотыми якорями применялась в гербах приморских городов.

Станция Владивосток

Железнодорожная станция Владивосток была открыта в 1893. Станция Владивосток выступает конечным пунктом Транссибирской магистрали, которая является самой протяженной в мире – 9298,2 км. Здание железнодорожного вокзала Владивостока в 1912 было реконструировано в неорусском стиле по подобию Ярославского вокзала в Москве, что символизировало единство дальневосточной окраины империи с центральной Россией.

Достопримечательности Владивостока

Токаревский маяк

Один из главных символов Владивостока – Токаревский маяк, который расположен на оконечности кошки Токаревского, отходящей от мыса Токаревского (южная оконечность полуострова Шкота). Маяк был основан в 1876 и первоначально имел деревянную башню. В 1910 вместо нее была построена каменная башня высотой 11,9 м. Свое название Токаревский маяк получил от одноименного мыса, название которому дал первый гидрограф Приморья, подполковник Корпуса флотских штурманов (КФШ) В. М. Бабкин по фамилии своего балтийского товарища капитана КФШ М. Я. Токаревского.

Церковь Пресвятой Богородицы

Одной из достопримечательностей Владивостока является католическая церковь Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1909-1921 и долгое время являлась крупнейшим католическим храмом в азиатской части России.

Владивостокский фуникулер

Во Владивостоке на склоне сопки Орлиной с мая 1962 функционирует единственный на Дальнем Востоке фуникулер. Он был построен после визита Н. С. Хрущева в сентябре 1959 в США и посещения одного из самых красивых городов мира – Сан-Франциско с его знаменитыми фуникулерами. Возвращаясь из США, Хрущев в начале октября несколько дней провел во Владивостоке и предложил сделать из города «второй Сан-Франциско». При этом советский город на берегу Тихого океана должен быть лучше американского на другом берегу и доказать преимущество социалистической системы над капитализмом. Во Владивостоке начался строительный бум, и появился фуникулер. Длина путей «фуника», как его называют горожане, составляет 183 м, перепад высоты – 70 м, время прохождения маршрута – 1,5 мин. В настоящее время в России фуникулеры существуют только во Владивостоке и Сочи.

Подводная лодка С-56

На Корабельной набережной Владивостока в качестве корабля-музея находится подводная лодка С-56. Она была заложена в 1936 на судостроительном заводе в Ленинграде, затем секциями по железной дороге перевезена во Владивосток. В декабре 1939 С-56 была спущена на воду и в октябре 1941 вступила в строй. Длина нового корабля составляла 77,7 м, ширина – 6,4 м; экипаж – 45 чел. Командиром лодки был назначен Г. И. Щедрин. В октябре 1942 С-56 начала свой переход с Тихоокеанского флота на Северный. Через Петропавловск-Камчатский, Сан-Франциско, Панамский канал, Северную Атлантику было пройдено 16,7 тыс. морских миль (почти 31 тыс. км). В марте 1943 подводная лодка прибыла на главную базу Северного флота в Полярном (Мурманская область). В марте 1943 – сентябре 1944 С-56 совершила 8 боевых походов, потопила 2 боевых корабля, 2 транспорта и повредила одно судно противника. В 1944 за успешное командование кораблем и проявленные при этом мужество и героизм Григорию Ивановичу Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза. Сам корабль в 1944 был награжден орденом Красного Знамени, а в 1945 – удостоен Гвардейского звания. В 1953 С-56 совершила обратный переход во Владивосток и в 1955 была выведена из состава флота. 9 мая 1975 в день 30-й годовщины Великой Победы С-56 была установлена на Корабельной набережной как мемориальная подводная лодка и филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.

Золотой и Русский мосты

Владивосток известен своими вантовыми мостами: Золотым и Русским, которые были построены в рамках программы подготовки города к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), состоявшегося во Владивостоке 2-9 сентября 2012. Золотой мост проходит через бухту Золотой Рог, Русский мост соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Строительство мостов началось в 2008. Они были открыты в августе 2012. Русский мост является самым длинным вантовым мостом в мире: расстояние между его пилонами (массивными столбами для крепления тросов) – 1104 м; высота самих пилонов – 324 м (как Эйфелевой башни в Париже).

Знаменитые люди Владивостока

Во Владивостоке родились: американский актер Юл Бриннер, адмирал флота Ф. Н. Громов, государственный и политический деятель Б. В. Грызлов, лауреат Нобелевской премии по физике И. Е. Тамм и др. Во Владивостоке жил писатель В. К. Арсеньев, училась и работала первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А. И. Щетинина.