Изобретатель Иван Иванович Ползунов

Один из изобретателей теплового двигателя, создатель первой в России паросиловой установки Иван Иванович Ползунов (1728-1766) родился в Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ. Его отец – Иван Алексеевич Ползунов – был выходцем из крестьян г. Туринск Сибирской губернии, маму звали Дарьей Абрамовной. В 1736 Иван Ползунов начал учебу в Екатеринбургской горнозаводской школе: сначала – в словесной школе, затем – в арифметической. Параллельно он проходил обучение различным ремеслам. Поучиться на очередной ступени горнозаводского образования – в школе «знаменования» (рисования) – Ивану Ползунову удалось совсем немного. В 1742 он был определен учеником к главному механику уральских заводов Никите Бахареву, у которого очень многому научился.

В 1748 Ивана Ползунова перевели на Алтай для работы на Колывано-Воскресенских заводах. Первая его должность была – гиттеншрейбер (плавильный писарь). Одаренность и добросовестность Ползунова были замечены, и ему давали выполнять все более сложные работы. Накапливая опыт и знания, Ползунов начал проявлять себя и как изобретатель. В 1758 ему поручили сопроводить караван с драгоценными металлами (3400 кг серебра и 24 кг золота), едущий из Барнаула в Санкт-Петербург, а также закупить необходимые товары. Ползунов не только успешно справился с заданием, но и привез на Алтай молодую жену Пелагею Поваляеву. Карьера Ползунова постепенно продвигалась. В 1759 он получил горный чин шихтмейстера (соответствовал военному чину прапорщика), что значительно повышало его социальный статус.

В то время горнозаводское производство находилось в полной зависимости от работы водяных колес, и Ползунов решил устранить эту проблему. В свободное от работы время он начал трудиться над своей «огненной машиной». В 1763 Ползуновым был разработан детальный проект первого в мире парового двухцилиндрового двигателя мощностью 1,8 л. с. (1,3 кВт) с объединением работы цилиндров на один общий вал. Двигатель был ориентирован на непрерывную работу и универсальное применение: приведение в действие воздуходувных мехов, а также водяных насосов. Можно было его использовать и для выполнения других функций. О проекте Ползунова было доложено императрице Екатерине II, которая пожаловала изобретателю горный чин механикуса с жалованьем и чином инженерного капитан-поручика, повелела выдать 400 руб. и по возможности отправить на учебу в Академию наук.

В 1764 по проекту Ползунова и под его руководством на Барнаульском сереброплавильном заводе было начато строительство паровой машины. По сравнению с проектом 1763 года она имела гораздо большую мощность в 32 л. с. (24 кВт). Высота машины составляла 11 м, а цилиндров – около 3 м. Работа осуществлялась в трудных условиях: не хватало специалистов, оборудования, многое приходилось делать самому. Чрезмерное нервное и физическое напряжение подорвали здоровье изобретателя. В мае 1766 в возрасте 38 лет за неделю до пробного запуска машины И. И. Ползунов скончался и был похоронен на барнаульском кладбище при Петропавловской церкви. Дело продолжили его ученики, и машина была запущена в эксплуатацию. Она работала с перерывами лишь 3 месяца, но и за этот срок успела не только окупить себя, но и принести прибыль. После поломки запускать машину снова не захотели – работа Ползунова не нужна была в то время в России с ее дешевым трудом крепостных и обилием воды на Алтае. Между тем, созданный спустя 10 лет в Великобритании Джеймсом Уаттом паровой двигатель нашел широкое применение и сыграл важную роль в переходе к машинному производству. Это заложило основу для конкурентных преимуществ Туманного Альбиона на долгие годы. Самого Джеймса Уатта Петербургская академия наук приглашала работать в Россию.

Имя И. И. Ползунова навсегда вошло в историю нашей страны как самородка из народа, стремящегося к знаниям, мечтающего о техническом прогрессе России. В Барнауле его имя носит Алтайский государственный технический университет, а в Екатеринбурге – Уральский государственный колледж (бывшая горнозаводская школа, в которой И. И. Ползунов учился).