Волгоград – город, административный центр Волгоградской области. Расположен в 970 км к юго-востоку от Москвы, в юго-восточной части Восточно-Европейской равнины, на восточном склоне Приволжской возвышенности, на р. Волга (протянулся вдоль ее правого берега на 85 км). Население – 1028 тыс. жит. (2021) (в 1811 – 3,8 тыс. жит., в 1897 – 55,2 тыс., в 1926 – 153,5 тыс., в 1939 – 445,3 тыс., в 1959 – 593,8 тыс. жит.).
С древних времен на территории современной Волгоградской области в месте наибольшего сближения Волги и Дона функционировала Волгодонская переволока – военно-торговый путь длиной около 70 км, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Годом основания Волгограда считается 1589, когда в грамоте царя Федора Иоанновича впервые упоминается о строительстве города и острога на Переволоке (воеводами были назначены: князь Г. О. Засекин, Р. В. Алферьев, И. А. Нащокин). Свое первоначальное название – Царицын – город получил от реки или от острова, так как сперва располагался против устья р. Царица, на острове Царицын (современные острова Голодный или Сарпинский, либо размытый в настоящее время другой остров). Гидроним Царица обычно возводят к тюркскому Сарысу – «желтая вода» («сары» – желтый, «су» – вода). По другой версии, название города и острова возникло от тюркского словосочетания «сары-чин» («желтый остров»). Имеется гипотеза, что название Царицын пошло от названия острова, который на картах 14-16 вв. надписывался как Цицара. Предполагают, что это иранское название с неизвестным значением, или, что изображение острова восходит к неизвестному средневековому арабскому источнику, а надпись имела только пояснительный характер (арабское «джезира» – остров). Расположение на острове давало городу-крепости Царицын преимущество в обороне, однако остров в период паводков подтоплялся, перспектив для дальнейшего роста города было немного. Поэтому в начале 17 в. Царицын перенесли на высокий правый берег Волги.
В 17-18 вв. Царицын оказался в волне народных восстаний: в 1670 городом овладел С. Т. Разин, в 1708 – булавинцы. В 1774 город пытался взять штурмом Е. И. Пугачев. С 1782 Царицын – уездный город Саратовской губернии. В 1765 недалеко от Царицына была основана немецкая колония Сарепта (ныне – в черте Волгограда). В 1801 сарептянин К. Найц основал горчичную маслобойню (мастерскую), а в 1810 – горчичную фабрику с мельницей на конной тяге. В 1859 уездный город Царицын состоял из 976 домов с 7027 жителями. В 1862 от Царицына до Калача была построена Волго-Донская железная дорога. В 1862 состоялось открытие Царицынского речного порта. В 1871 было открыто движение по Грязе-Царицынской железной дороге, в 1899 – движение по линии Тихорецкая – Царицын. Обладающий выгодным экономико-географическим положением «захолустный уездный город» стал превращаться в крупный торгово-промышленный центр. В Царицыне получили развитие лесообрабатывающая и легкая промышленность, металлургия и металлообрабатывающая промышленность; функционировала крупная нефтебаза Товарищества братьев Нобель.
В событиях Гражданской войны важную роль сыграла оборона Царицына 1918-1919. В 1925 Царицын был переименован в Сталинград – в честь Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина, который в 1918 был одним из руководителей обороны красного Царицына. В 1918-1928 город являлся административным центром Царицынской губернии (с 1925 – Сталинградская губерния), в 1932-1934 – Нижне-Волжского края. С 1934 Сталинград – административный центр Сталинградского края, с 1936 – Сталинградской области. В годы индустриализации промышленный потенциал города значительно вырос. В 1930 вступил в строй Сталинградский тракторный завод. Одним из важнейших и крупнейших сражений Великой Отечественной войны является Сталинградская битва, которая продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943. Бои велись на подступах к Сталинграду и в самом городе. После войны сильно разрушенный город был отстроен фактически заново.
В 1961 Сталинград был переименован в Волгоград (к прежнему названию Царицын не вернулись, так как считали «монархическим»). Название Волгоград («город на Волге») является искусственным: в русской топонимии нет аналогов сочетания слова «град» с названием реки. Происхождение гидронима Волга до сих пор остается загадкой. Имеются разнообразные версии. Так, в балтийских языках «валка» – небольшой ручей; ручей, текущий по болоту; небольшая речка, родник. В 1965 Волгограду присвоили почетное звание «Город-герой». В 1989 в городе появился миллионный житель. Современный Волгоград – крупный промышленный, транспортный и культурный центр Поволжья.
Волгоград – узел железнодорожных линий на Москву, Саратов, Астрахань, Краснодар, Ростов-на-Дону. Железнодорожная станция Волгоград-1 (до 1925 – ст. Царицын-1, в 1925-1961? – ст. Сталинград-1) была открыта в 1862.
В основу герба города-героя Волгограда взят щит золотистого цвета, разделенный на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда» (учреждена в 1942). В верхней половине герба размещены медаль «Золотая Звезда», которой награжден город, а также зубцы красной крепостной стены, указывающей на неприступную крепость на Волге. Красный цвет символизирует мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. В нижней половине герба изображены золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и сноп пшеницы – символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет в этой части герба символизирует Волгу.